Найти тему
Станислав Кудж

Как урегулировать беспилотный транспорт в России?

Первые беспилотники появились еще в шестидесятых, однако единственная индустрия, которая восприняла их всерьез – кинематограф. До недавнего времени с дронов чаще всего снимали кино. И только несколько лет назад «в игру» стали включаться предприятия других отраслей: промышленность, АПК, строительство, георазведка.

Тем не менее, уже в 2018 году по данным исследования Drone Industry Insights, объём глобального рынка дронов составил почти 15 миллиардов долларов, а к 2025 году его прогнозируют в размере 130 миллиардов долларов.

Такие оптимистичные прогнозы неудивительны, ведь использование беспилотников в коммерческом секторе позволяет решить множество задач. Например, контролировать объекты добычи, хранения, переработки и транспортировки – в нефтегазовой отрасли, создавать электронные карты полей, проводить инвентаризацию сельхозугодий и оперативный мониторинг состояния посевов, вести экологический контроль – в сельском хозяйстве.

В России сегодня используются практически все мировые практики применения дронов, включая самые передовые технологии. Отечественные девелоперы и промышленники часто даже опережают западные компании в области разработки цифровых решений. Однако многие из них в своем развитии упираются в потолок, поскольку сталкиваются с избыточным законодательным регулированием БПЛА, ведь беспилотные полеты встроены в общую систему «большой авиации».

В конце января РТУ МИРЭА предложил Федеральному агентству воздушного транспорта упростить законодательное регулирование использования коммерческих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Почему это важно сделать сейчас?

Президент России Владимир Владимирович Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам поручил профильным министерствам запустить новые программы робототехники и беспилотников. Без упрощения регулятивных процедур в коммерческом секторе достичь поставленных главой государства целей по прорывному развитию сферы не представляется возможным.

Чтобы показать качественный рост необходимо дополнить Воздушный кодекс разделом о порядке использования беспилотных летательных аппаратов в коммерческом секторе экономики России по принципу резервирования полётной зоны. Учитывая, что использование БПЛА предусматривает автоматическую систему управления полётами, необходимо также исключить существующую норму об обязательном наличии экипажа.

Кроме того, аккредитованные учебные заведения, которые готовят операторов беспилотников и представителей смежных профессий, должны иметь возможность получать долговременные разрешения на проведение учебных полетов.

Данные меры не просто снизят ограничения на бизнес в сфере роботизации и автоматизации процессов, но и качественно повысят уровень подготовки квалифицированных кадров из сферы БПЛА. Это в свою очередь повысит и спрос на использование беспилотников в коммерческом секторе.