Найти в Дзене

Выпуск № 18 от 7 января 2023 г. Новости... Страница 9

Страница 9
Страница 9

Коротко о важном

Светлый праздник Рождество

Все радуются наступлению Нового года. Дети ждут свои подарки под елкой. Но везде ли Рождество отмечают 7 января?

В этом выпуске вы узнаете:

Что такое рождество и кто его придумал?

Что разделяет нашу эру от не нашей?

В каких странах и когда его празднуют?

Какие традиции Рождества были в СССР?

Какие традиции существуют сейчас?

Чем являлось Рождество для наших предков?

Итак, Рождество, что же это на самом деле? Одни скажут: «Праздник, который придумал народ», другие: «Праздник, наделённый глубоким смыслом», ну а третьи и вовсе: «Праздник для детей». И все они будут правы. Давайте обобщим, что это такое: Рождество это праздник в честь рождения Иисуса Христа и празднуется он с 25 декабря 4 года до нашей эры. Пришло время поговорить об эрах.

Думаю, все знают, что термины «Наша эра» и «До нашей эры». Но мало кто знает, что их делят как раз по рождению Христа. Многие зададутся вопросом, почему Иисус родился в 4 году до нашей эры, а не в нашей. Оказалось, дело в том, что в древности рождение Христа посчитали на 4 года вперед от правды, а когда нашли эту погрешность, было уже поздно что-то менять. И теперь вы можете заглядывать в будущее, зная, что на самом деле сейчас не 2022, а 2026 год.

Давайте я вам расскажу о том, как в разных странах традиционно празднуют Рождество?

Начнем с Австрии. У них есть общая традиция, а именно: старинная австрийская легенда, что у Святого Николая (а иначе говоря, Санта-Клауса), есть неприятный, злой противник — Крампус, который мешает доброму волшебнику, спешащему разнести подарки послушным детям, строит разнообразные козни, да и вообще выполняет все обязательные функции отрицательного персонажа. Кстати, для родителей непослушных детей Крампус совсем не кажется таким уж вредным героем — ведь злой дух уносит шалунов в свою пещеру, предположительно, чтобы полакомиться ими на рождественский ужин. Так что маленькие непоседы рискуют не только остаться без подарков, но и быть употребленными в пищу. Чтобы защититься от чудища, внешность которого смахивает на ворона и черта в одном лице, находчивые детишки стали сами переодеваться в Крампуса, чтобы злодей не нашел их. Именно поэтому в канун Рождества по улицам Вены расхаживают совсем не Деды Морозы со Снегурочками, а вполне себе сказочные монстры.

Да-да уж вот такие странные традиции в Австрии. А вот пример из Мексики. Несмотря на то, что Мексика — страна вечного лета, Рождество здесь никто не отменял, только вот отмечают его иначе. Главное праздничное блюдо в одном из городов — редиска. Каждый год местные жители собираются на центральной площади для того, чтобы устроить редисовый фестиваль в честь приближающегося Нового года. Поучаствовать в безумном торжестве могут все желающие — проходной билет на фестиваль один: нужно вырезать из редиски любую фигурку или персонажа известного мультфильма. В финале рождественского действа компетентное жюри выберет среди резчиков по редису победителя, наградой которому станут фотографии его творения на первых полосах утренних газет.

Ну а Австралия ломает все стереотипы Рождества, у них нет ни снега, ни елок, так как Рождество приходит на самый разгар лета ... Ну а о наступлении нового года местных жителей оповещает вовсе не бой курантов, а хор автомобильных гудков, который звучит в унисон со звоном церковных колоколов.

Вопрос, о котором хотят узнать все, пожалуй, будет следующий: «Как праздновали Рождество в СССР?» И вправду это очень интересный вопрос.

В молодом Советском государстве все было по-новому — и будни, и праздники. Традиции христианского Рождества и светского Нового года изменялись и смешивались иногда причудливым образом. В 1920-е годы искоренение религиозных праздников и замена их гражданскими стали частью философии «нового быта». Предоставив гражданам привычные выходные дни, нужно было наполнить их новым, атеистическим, полезным для коллектива содержанием.

Советская пресса утверждала, что в церковь люди ходят «как в клуб или кинематограф» для того, чтобы провести свободное время, развлечься, пообщаться. «А остальное праздничное время убивается совсем уж бессмысленно или прямо отвратительно: карты, орлянка, самогонка», — писали в газете «Правда» в 1922 году.

Владимир Маяковский в стихотворении «Чье рождество?» так описывал праздничные бесчинства:

Поплывет из церкви гул —

развеселый оченно.

Будет сотня с лишним скул

в драке разворочена.

<…>

Смотрю я на радостное торжество,

глаз оторвать не смея…

Но почему оно зовется «христово рождество»,

а не «рождество зеленого змея»?!

Чтобы отвлечь народ от церковного празднования и сопутствующих «безобразий», устраивали «комсомольское рождество». Главными мероприятиями были «безбожные карнавалы», «красные коляды» и просветительские беседы. Активисты объясняли, что в христианском Рождестве нет ничего особенного: у этого праздника языческие корни, его аналоги существуют во всех религиях. Так газета «Комсомолец» описывала рождественский карнавал 1923 года в Курске: «Тут целая небесная коллекция: разные боги всех времен и всех народов. Есть и бог Капитал. Рядом - поп, царь и буржуй, а поодаль рабочий с молотом, крестьянин с сохой и красноармеец с винтовкой. Дальше лодка с комсомольцами, ряженые, волхвы и т. д. Подходим к монастырю с пением антирелигиозных песен. Много посторонней публики с удивлением смотрит на это шествие, а кое-кто из монастыря, не разобравшись, в чем дело, начинают креститься, думая, что идет «живая церковь». Началось сжигание всех богов, а молодежь вокруг этого костра устроила пляски и танцы, прыгала через огонь и т. д.».

Многие охотно присоединились к празднику, но, как показал опыт, не поняли истинного смысла показанных комсомольцами сценок. В некоторых областях «безбожные карнавалы» спровоцировали конфликты между представителями разных конфессий, стычки между верующими и атеистами. Поэтому, начиная с 1924 года, партийное руководство рекомендовало отказаться от уличных мероприятий и сосредоточиться на научной пропаганде в рабочих и сельских клубах.

Еще несколько лет Рождество Христово оставалось «красным днем календаря». Наряду с этим за празднование налагался штраф, как за прогул. Формально решение о статусе праздника отдали на откуп местным властям в соответствии с «местными национально-бытовыми условиями, составом населения и т. п.». Официальная история Рождества в Советской России закончилась в 1929 году, когда оно перестало быть выходным днем.

И, наверное, все подумают, что обычай ставить елку пришел из СССР, но это не так, ведь в годы Первой мировой войны с рождественской елкой боролись как с «немецкой выдумкой», в 1920–30-е годы — как с «буржуазным пережитком». Но безуспешно: нарядное дерево было слишком привлекательным символом для усталых и обездоленных людей.

До революции украшение елки было довольно дорогим удовольствием, занимались им в основном обеспеченные горожане, а большинству населения обычай был не близок. Это позволило советской власти позаимствовать выгодный образ у религиозного праздника. Нарядная елка со сладостями и подарками производила огромное впечатление на детей из бедных семей.

Новая елка — новые герои. Владимир Бонч-Бруевич оставил хрестоматийный рассказ о том, как Владимир Ленин посетил школьную елку в Сокольниках в 1919 году: «В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви елки. Ликованию и радости детей не было конца. Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними. Однако со временем позиция советского руководства изменилась, и елку объявили вредным пережитком. Елочные базары оказались под запретом; те, кто все же наряжал елку дома, делали это втайне и сильно рисковали. Однако в 1935 году официальная пропаганда совершила очередной кульбит. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья за подписью члена ЦК ВКП (б) Павла Постышева: «Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».

Вот так и праздновали Рождество наши предки.

Ну а что с современной Россией? Какие традиции существуют сейчас? Помимо известных всем традиций с елкой, Дедом Морозом и подарками есть и более строгие традиции, к примеру, рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней.

После Рождества наступает неделя Святок (праздничные дни), которая заканчивается в Крещенский Сочельник. В этот период принято оказывать помощь бедным, болящим, навещать родных людей. Во время Святок поют рождественские песни, устраиваются театрализованные представления, катания на санках, гулянья, забавы. Незамужние девушки мечтают о суженом, поэтому гадают, пытаясь таким образом узнать, сулит ли будущий год долгожданное замужество.

С этим мы разобрались, но что насчет примет. Мало кто знает их, но вот, например: теплый день на Рождество Христово – к ранней весне, а оттепель – к холодной весне. Перед утренней рождественской трапезой нельзя пить воду – целый год будет жажда. На улице мороз – быть жаркому лету.

Заглянем теперь далеко в прошлое. Что значило Рождество для наших предков? Все достаточно просто. Праздник был чисто религиозного характера, то есть все считали, что они таким образом благодарят Иисуса и замаливают грехи.

Да и празднуется Рождество везде по-разному. К примеру, в Великобритании, США, Болгарии, Франции и Италии - 25 декабря. В Германии и того раньше в ночь с 24 на 25 декабря. А в России Рождественский Сочельник - в ночь с 6 на 7 января.

А на этом мы закончим наш выпуск, всем пока. Всем чудных праздников!

Материал предоставлен Гришакиным К., 8А класс

-2

Предыдущая страница Домой Следующая страница