На улице серый, сырой и ветреный март. Начало весны таким обычно и бывает. Самое время смотреть меланхоличные фильмы и поддерживать настроение, созданное погодой. Лучше всего для этого подходит старое советское кино, и я сделала для вас подборку фильмов, наполненных светлой грустью и минорным настроением. Хеппи энда не будет!
Знаю, знаю, кто-нибудь сейчас напишет, что ничего они не депрессивные, эти фильмы. Сразу отвечу, что это только моё мнение, которое я никому не навязываю. Ценителям приятного просмотра!
1. Перед экзаменом (1977)
Юной Тане предстоит сдавать вступительные экзамены в педагогический институт, но ей этого совсем не хочется. Мама Тани настаивает, чтобы девушка взяла себя в руки и стала серьёзнее, ведь ей необходимо получить высшее образование. Но 18-летней Тане кажется, что это не её путь, а какой её - пока не понятно. И в последний вечер перед экзаменом, вместо того, чтобы изо всех сил готовиться и штудировать билеты, главная героиня отправляется гулять по летнему Киеву.
Таня выходит на улицу и идёт к своей подруге Лене, которая собирается поступать в консерваторию. Но и там она не находит понимания. У подруги Лены всё разложено "по полочкам", она готова держать экзамен и уверена в своих желаниях относительно будущего. Ей не понять Таниных душевных терзаний.
Тогда разочарованная Таня покидает подругу и идёт слоняться по городу. Она проходит мимо театра, и там незнакомая девушка останавливает её, предлагая взять билет на представление. Эффектной блондинке перехотелось идти в театр, она вручает свой билет Тане и быстро уходит. Таня заходит в театр, садится на теперь уже своё место...
К ней подсаживается молодой мужчина Иван, который ожидал увидеть в соседнем кресле совсем не Таню. Расстроенный, что его спутница не пришла, он заговаривает с Таней и пытается выяснить, как она оказалась на месте его знакомой. Слово за слово, герои знакомятся друг с другом. Выйдя из театра, теперь уже вместе они идут гулять по Киеву, убивать время. Иван опечален, но юная девушка заинтересовала его и отвлекла от грустных мыслей.
Они болтают обо всём на свете (ведь незнакомцу не страшно открыть душу!), берут экскурсию на автобусе, бродят вдоль набережной, и кажется, что проникаются друг другом. Таня смело напрашивается к Ивану "в гости", и он ведёт девушку к себе в гостиничный номер... Но что может объединять этих двух, ведь у них колоссальная разница в возрасте (ей 18, ему 37)? И чем может закончиться эта странная история?
Не могу промолчать - я была ошарашена, когда Таня пошла в номер к едва знакомому мужчине. Моя мама утверждает, что "в те времена" девушки так себя не вели... Судить не мне, меня тогда ещё и в проекте не было. Но этот эпизод меня поразил до глубины души. Сам фильм запомнился приятной меланхоличной атмосферой: панорамы летнего Киева 70-х годов и закат на набережной, занятные диалоги недавно познакомившихся людей из разных поколений. Тема взросления, метания юной души, которая ещё сама не знает, чего хочет - это всегда волнующая тема.
2. О любви (1970)
Тридцатилетняя Галина - творческая личность. Она работает реставратором в мастерской ленинградского Екатерининского дворца, и относится к своей работе серьёзно и ответственно. Сама она будто бы сошла с полотен прерафаэлитов: выразительная внешность дополняется тонким умом и прямолинейным характером, она с трудом вписывается в прозаичную жизнь вне стен своей мастерской.
Гале не везёт в любви. Она томится в одиночестве, и как это обычно бывает, замужняя подруга, стремясь устроить её личную жизнь, знакомит девушку с коллегами своего мужа. Талантливому инженеру Мите Галя приглянулась, и он сразу "взял быка за рога". Но саму Галю больше заинтересовал загадочный немногословный Андрей...
Галина соглашается встретиться с Митей, но становится очевидно, что между ними зияет пропасть. Приземлённому, прагматичному инженеру Мите трудно понять "тонкую душевную организацию" скульптора Галины. Девушка видит, что он может стать ей хорошим мужем, и квартиру он строит, и материальная база у него внушительная, но сердце просит другого.
Она смотрит в сторону утончённого непонятного Андрея, которого играет Янковский (как всегда в роли бессердечного красавца). Оно и понятно - в фильме выглядит он потрясающе: эффектно одет, хорошо причёсан, "на стиле", как сказали бы сегодня. Но с этим мужчиной тоже всё не так-то просто, он не делает шагов навстречу Гале, хотя кажется, что они понимают друг друга без слов...
Мне запал в душу этот фильм. Он неторопливый, где-то даже медитативный со своей особенной, неповторимой стилистикой в кадрах: мрачные дождливые улицы Ленинграда, многоголосный шум города, монументальные стены мастерской, главная героиня за своей творческой работой, такая хрупкая и очаровательная среди величественных скульптур.
3. Всем - спасибо! (1981)
Кто-то из подписчиков посоветовал мне этот фильм, и большое ему спасибо! Это настоящий подарок.
Главный герой фильма - Дмитрий Кузнецов. В прошлом он был подающим надежду математиком и жил вместе с любимой женой. Но не сложилось. Дмитрий работал не ради учёных степеней, а только ради развития науки. Жена ушла от него, не выдержав жизни с человеком "не от мира сего", увлечённым только высокими материями, не обращающим внимания на повседневную жизнь.
Теперь Дмитрий подрабатывает чем придётся. Однажды его случайно нанимают ночным сторожем на съёмки какого-то фильма. Мужчина приходит на съёмочную площадку, которая представляет собой квартиру в заброшенном доме, над которой уже поработали декораторы. По сценарию фильма в этой хорошо обставленной квартире жил талантливый учёный, и кино расскажет о его жизни, о том как он познакомился со своей будущей женой, как они вместе жили, любили друг друга и как потом расстались.
В ходе своей работы охранником Дмитрию приходится присутствовать на съёмках, он наблюдает за процессом, и через некоторое время с удивлением обнаруживает, что сценарий фильма очень похож на его прошлую жизнь. Его жизнь и их совместную жизнь с бывшей женой Евгенией. События, даже самые незначительные, их диалоги, мысли, недомолвки - всё это он уже видел, это было с ним и с ними. Он будто бы встретился с самим собой спустя много лет таким необычным образом. Но как такое возможно?
Банальная фраза про лихо закрученный сюжет - к этому фильму она подходит как нельзя кстати. Голливуду и не снилось! Сначала неторопливый и немного скучноватый, он затягивает так, что невозможно оторваться. Настолько необычный, неизбитый сюжет и непредсказуемый финал.
4. Зонтик для новобрачных (1986)
Фильм, который вызывает бурю противоречивых эмоций, от сожаления до возмущения.
Зоя и Толя молодожёны. Они приезжают в Судак на Крымское побережье отдыхать, и там знакомятся с семейной парой - солидным врачом-наркологом Дмитрием Павловичем и его женой - лаборанткой Верой Ивановной. Молодые люди попросились к ним в летний домик переночевать, и остались в нём на несколько дней.
Максималисты Зоя и Толя постоянно ссорятся в силу своего возраста, они влюблены, но горячий нрав и нежелание уступать другому приводят к конфликтам. На их фоне степенная семейная пара Дмитрия и Веры выглядит просто идеально - вместе они преодолели множество трудностей и пронесли свою любовь через годы. Молодёжь с удовольствием наблюдает за ними, любуясь их крепким союзом. Лишь иногда печаль в глазах Веры наводит на мысли о том, что что-то тут не так...
Отпуск заканчивается, Зоя и Толя уезжают домой, и Вере с Дмитрием тоже пора возвращаться. Поезд привозит их в Москву, и иллюзия счастливой семейной жизни рушится - на перроне мужчину встречает жена и трое детей, а женщина едет к себе в одинокую квартиру. Мы наблюдаем за душевными переживаниями немолодого уже Дмитрия, который любит Веру, но не может бросить свою семью, преданную жену и любимых сыновей. История бесконечно банальна.
Под новый год Вера получает открытку от Зои, которая предлагает встретить им новый год вместе в Москве. Они с Толей соскучились по своим друзьям и собираются приехать к ним в гости, навестить их. И тогда у Веры созревает план. Она уговаривает Дмитрия сымитировать семейную жизнь на квартире её сестры, чтобы не разочаровывать своих курортных знакомых...
Но как можно сымитировать семейную жизнь, если её нет? Кто поверит в этот дешёвый спектакль? Смотрите, кто не смотрел, не пожалеете!
Фильм не отличается динамичным сюжетом, но зато запоминается видами пустынного побережья Крыма в несезон, бушующих морских волн, серым моросящим дождиком, приглушёнными красками великолепной осенней природы.
5. Долгая счастливая жизнь (1966)
Несмотря на радужное название, уровень депрессивности этого фильма зашкаливает.
Автобус едет по ухабистой дороге, везёт рабочих в посёлок после субботней смены и останавливается, чтобы подхватить ещё одного пассажира. Им оказывается молодой мужчина Виктор. Он подсаживается к главной героине Елене, и между ними завязывается пикантная беседа на грани флирта. За остроумным вопросом следует не менее остроумный ответ. Очевидно, молодые люди заинтересовали друг друга. Лена приглашает нового знакомого на спектакль в местный клуб. Столичный гастролирующий театральный коллектив ставит "Вишнёвый сад", а Лена - культорг мероприятия.
Виктор появляется на спектакле уже ко второму действию, их с Леной влечёт друг к другу с невероятной силой, их взгляды, слова - знакомство похоже на волшебство. Кажется, две одинокие души наконец-то встретили друг друга. Кажется, это любовь с первого взгляда!
Лена сетует Виктору на свою одинокую жизнь, а тот уверяет её, что надо в жизни "искать что-то светлое, правильное". Мужчина очаровывает её своей искренней непосредственностью, кажется, он такой честный и открытый. Пара проводит ночь вместе. Виктор обещает забрать Лену к себе в столицу, теперь их ждёт "долгая счастливая жизнь". Лена готова ехать за ним хоть на край света!
Наутро женщина берёт с собой свою трёхлетнюю дочь и заявляется с ней и с чемоданами на плавбазу, на которой остановился Виктор. Лена решила не откладывать надолго эту самую их жизнь, и вступить в неё прямо сейчас. Как думаете, обрадовался ли Виктор появлению Лены с дочерью?
Этот фильм очень необычный, я бы назвала его стильным. Чёрно-белые кадры атмосферные, диалоги героев полны тонкого смысла, игра актёров виртуозна. Молодые, красивые - я смотрела затаив дыхание. Это тот случай, когда хочется пересматривать ещё и ещё.