Из моих паломнических заметок
26
Синайский полуостров и его святыни
В наши дни уже стало традицией для тех, кто посещает Святую Землю, совершать паломничество на Синай. Синайский полуостров находится на территории Египта и разделяет два материка – Азию и Африку. Полуостров представляет собой гористую пустыню с резкими перепадами дневной и ночной температур, малым количеством дождей и практически непригодными для возделывания землями.
Пройдя через контрольно-пропускной пункт в пограничном городке Таба на юге Израиля, паломники оказываются на египетской территории. Главной святыней Синая является монастырь Святой Екатерины, находящийся в местечке Хорив у подножия горы пророка Моисея (по арабски – Джабль Мусса). Рядом располагается другая известная гора - св. Екатерины (Джабль Катарина). Это две самые высокие вершины Синая. Они также считаются важнейшими духовными и историческими местами полуострова.
Синай имеет особое значение во всей библейской истории. Именно здесь на пятидесятый день Исхода еврейского народа из Египта в Землю Обетованную пророку Моисею были даны десять заповедей Господних и другие церковные и гражданские законы и правила богоугодной жизни, записанные впоследствии в книги. Так появилось Священное Писание, известное как Ветхий Завет.
Происходило упомянутое событие примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Как повествует Библия, пророк Моисей восходил на гору, беседовал с Богом и получил скрижали Завета. Гора сотрясалась и дымилась, слышались трубные звуки и сверкали молнии. Вокруг была проведена черта. Даже животные не могли приблизиться к ней, чтобы не быть убитыми. Весь народ пребывал в великом страхе и трепете...
Еще в первые века христианской эры монахи-отшельники, селившиеся тогда во множестве на Синае, с Божией помощью отыскали основные места и стоянки, связанные с Исходом, в том числе то место, где евреи перешли Красное (Чермное) море, а войско фараона потонуло. Говорят, что оно зафиксировано из космоса: на дне моря четко просматривается своеобразная каменная дорожка.
Монастырь в честь Святой Екатерины уникален и неповторим во всех отношениях. Он просуществовал около полутора тысяч лет почти без всяких изменений и без какого-либо перерыва, окружен мощной крепостной стеной и действительно напоминает крепость. Бурная и трагическая история человечества почти не коснулась этой обители. Иначе как великим чудом это назвать нельзя.
Через Синай проходило множество завоевателей, и все они, как это не покажется странным, оказывали монастырю покровительство. Мусульмане, крестоносцы, мамелюки, оттоманцы, армия Наполеона, египтяне и израильтяне проявляли к обители уважение, одаривали различными привилегиями и заботились о ее безопасности.
В свое время основатель исламской религии Мухаммед принял делегацию синайских монахов, просивших его о защите, и настолько восхитился их жизнью и верой, что дал им специальную защитительную грамоту, так называемый фирман Мухаммеда, который предоставлял монастырю особое покровительство на все времена.
В музее монастыря хранятся не только старинные иконы и различные реликвии, но и копии и оригиналы документов, свидетельствующие о покровительстве обители в лице различных правителей и завоевателей.
Монашеская община образовалась здесь где-то в начале IV века. К этому времени относят и строительство первой церкви в честь Пресвятой Богородицы, которая была воздвигнута в период царствования равноапостольных Константина и Елены. В VI веке византийский император Юстиниан повелел обустроить на Хориве монастырь. Согласно свидетельству историка Прокопия, монахи изначально просили императора построить величественную церковь и окружить ее мощной стеной, предохраняющей от набегов и грабежей сарацинов. Император не только положительно откликнулся на эту просьбу, но и выделил особую армию для личной охраны строителей и иноков. Со временем воины этой армии смешались с местными бедуинами, однако до конца своих дней они остались верными императорскому приказу заботиться о монастыре и безопасности его монахов. Бедуины племени Джабалие и сегодня живут вблизи монастыря, получая средства для жизни оказанием различных услуг паломникам и туристам.
В VI веке Синайский полуостров был признан независимым архиепископством, а его духовный глава – настоятель упомянутого монастыря – возведен в сан архиепископа, подчиняющегося лишь Иерусалимскому патриарху. До сих пор монастырь сохранил свой независимый статус – автокефалию, и его настоятель имеет епископское звание.
В византийскую эпоху Синай получил статус провинции и назывался Третьей Палестиной.
Дорога до монастыря проходит в основном безлюдной пустынной местностью. Вокруг –бескрайний сероватый песок и невысокие горы такого же цвета с сизоватым или красноватым оттенком. Вблизи дороги попадаются немыслимо убогие жилища бедуинов: обтянутые рваной материей или пленкой деревянные или каменные столбики, сверху ничем зачастую не прикрытые. Около них обычно пасутся такие же неприглядные овцы желтоватого цвета, иногда можно видеть и верблюдов. Однако возле Красного моря налицо уже признаки современной цивилизации: строятся отели и оборудуются прочие места отдыха.
Имеется историческое повествование о паломничестве одного русского путешественника из Святой Земли на Синай. Происходило это примерно в XIV-XV веке. Наш соотечественник был довольно богатый человек. Он нанял караван из тысячи верблюдов и шел до Синая 15 дней. Такое сопровождение в те времена было отнюдь не роскошью. Через пустыню проходило немало отрядов сарацин-иноверцев, и небольшой встречный караван мог стать их легкой добычей.
В те времена Россия оказывала монастырю на Синае большую помощь и покровительство.
В наше время путешествие на Синай по сравнению с прежними веками можно назвать легкой прогулкой. Не помеха и 50-60–градусная жара: паломнический и туристический транспорт оборудованы кондиционерами и прочими удобствами.
Во время пребывания нашей паломнической группы на Синае с помощью переводчика мы ознакомились с достопримечательностями и историей монастыря и приложились к мощам святой великомученицы Екатерины. Оказалось, что в обители – самые древние иконы – V, VI века, написанные еще до иконоборческой ереси. Во дворе в специальном ограждении находится куст Неопалимой купины, возле которого Моисей беседовал с Богом. Как известно из Священного Писания, этот куст горел огнем и не сгорал.
Неопалимая купина расположена за алтарем главного храма. Изначально она росла на месте алтаря. Ее пересадили, когда строили храм. В Библии повествуется, что пророк Моисей слышал голос из горящего тернового куста, повелевающий ему снять обувь, поскольку эта земля святая. По этой причине священники, входящие в алтарь, снимают обувь.
В монастыре сохранился колодец, откуда брал воду будущий вождь еврейского народа, когда пас стада овец своего тестя священника Иофора.
Богослужение совершается по древним канонам. Пение очень простое. Попеременно поют двое монахов на разных клиросах.
Продолжение следует.