Найти тему
САД

"Белые ночи" - романтика мечты

Что мы представляем, когда слышим имя Фёдора Михайловича Достоевского? Некого гиганта русской литературы XIX века, представителя реалистического течения, который в своих произведениях старался постичь человеческую душу, её скрытые мотивы и тайны. Но такой Писатель родился после каторги, после огромного внутреннего переворота, приведшего к кардинальному изменению личности. До этого Фёдор Михайлович был обыкновенным романтически-настроенным молодым человеком, кому-то подражающим и постоянно ищущим себя в искусстве и мире.

Периодизация его творчества рассматривалась многими исследователями, которые в конце концов сошлись во мнении: ранний, докаторжный временной промежуток (1846-1849 гг) является лишь маленькой ступенькой на пути становления личного стиля. Только лишь после «испытания Сибирью» Фёдор Михайлович обрёл индивидуальность, навсегда выделившись среди собратьев-писателей. Но есть и особенность, которую сохранил Достоевский на протяжении всего творчества и которую весьма ёмко охарактеризовал Дмитрий Сергеевич Мережковский, назвав его «тайновидцем духа» - Фёдор Михайлович всегда пробовал заглянуть глубже в психологию человека.

Эти стремления писателя по-разному проявлялись в разные годы. Так в ранний период он много размышлял над социально-общественными проблемами, что, к слову, частично и привело его в антигосударственный кружок. Некрасов, прочитав роман «Бедные люди», радостно рассказывал Белинскому о появлении «нового Гоголя». Так же говорила публика и по поводу «Униженных и оскорбленных», «Белых ночей». Эти произведения отличались ярчайшей лирической составляющей и саморефлексией главных героев. Фигурально выражаясь, можно сказать, что тот юный Достоевский был «поэтом», вырывающим печально-красивые фрагменты мира и запечатлевающим их на бумаге. Каторга превратила его в «прозаика», уже чуть более приземленного.

Не стоит и говорить, что писателя такого уровня и влияния экранизировали и ставили в театрах множество раз. Так поступил и Кемеровский театр для детей и молодёжи с повестью «Белые ночи». На малой сцене («У камина») четыре актёра рассказывают невероятно трогательную историю о том, что волнует всех молодых людей – о любви и об одиночестве.

Ольга Ткаченко (Настенька), Игорь Аваев (Мечтатель)
Ольга Ткаченко (Настенька), Игорь Аваев (Мечтатель)

Театр издавна существует на самых различных площадках – спектакли идут не только на основной сцене, но и в кафе, в фойе, у камина. Выбранный формат «малой постановки» лишь подчеркивает мечтательную закрытость от мира, о которой говорится в повести. Зритель, и без того всегда принимающий большое участие в спектаклях Театра, в данном случае является неотъемлемой частью истории.

В этой версии «Белых ночей» виден характерный стиль Ирины Латынниковой, главного режиссера Театра. Камерность её спектаклей чарует и воздействует на самые скрытые уголки души. Литературный театр «Слово», существующий в Филармонии имени Б. Штоколова, мне кажется, выступает некой первоосновой для такого рода постановок – он готовит спектакли лишь по произведениям литературы и также «работает» в малом зале, где артисты находятся наедине с собой и зрителем.

С первых мгновений действия мы погружаемся в атмосферу пространных, детски-счастливых мыслей главного героя – Мечтателя. Молодой человек живёт словно на границе двух миров, не принадлежа полностью ни тому, воображаемому, ни этому, реальному. Первые сцены спектакля наполнены потрясающей, как всегда идеально подобранной музыкой, и представляют собой частичку того иллюзорного пространства, где духовно находится Мечтатель. Позади него возникает ночное небо, усыпанное звёздами, и под тоскливую, выражающую его одиночество мелодию герой постепенно возвращается в настоящее, начинает рассказывать свою историю.

Игорь Аваев (Мечтатель)
Игорь Аваев (Мечтатель)

В образе Мечтателя Достоевский сконцентрировал такой тип людей, которые проживают жизнь не на земле, не среди людей, а где-то в заоблачных высях, где всегда покойно. Но Фёдор Михайлович говорит не об их счастье, а о горе отсутствия у них людского понимания и сопереживания. Спектакль мастерски вводит эту идею с самого начала, создавая широкими штрихами контуры главного героя – человека с большим сердцем и невероятной фантазией («Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит»).

Мечтателю не всё равно на людей вокруг. Даже будучи несчастен сам, он не способен пройти мимо плачущей девушки, что и знакомит его с Настей. Эта встреча кажется ему судьбоносной, и мы задумываемся вместе с героем над тем, что всё в жизни происходит не случайно и, конечно же, не зря.

Завязывающиеся отношения между Мечтателем и Настенькой меняют постепенно образ мыслей героя. Тот, кто «создаёт в мечтах целые романы», начинает всё больше и больше раскрывать девушке все накопленные за целые десятилетия чувства, эмоции и идеи. Настя смеется над его душевными порывами, над рассказами о трудности общения с людьми, но герои ощущают какое-то общее, внутреннее единство друг в друге.

За первой встречей следует вторая, третья. Стремительно развиваются главные герои, обретая в себе что-то более важное. Мечтатель уже не воображает жизни, хотя после первого «свидания» и говорит, что промечтает о Насте целую неделю. Он полностью здесь, на этой настоящей, невыдуманной земле. Вдруг молодой человек понимает, как счастлив он с Настенькой, как хорошо ему с ней именно сейчас.

Игорь Аваев (Мечтатель), Ольга Ткаченко (Настенька)
Игорь Аваев (Мечтатель), Ольга Ткаченко (Настенька)

Несмотря на бедную жизнь, нелюбимую службу и всякие прочие трудности, герой считал, что в своём одиночестве он всё же способен быть счастливым. Однако истинное блаженство Мечтатель постигает лишь в компании живого человека, слушающего и понимающего его. Стремление всех героев Достоевского «найти человека в человека» в «Белых ночах» проявляется особенно ярко и в контексте поиска самого себя, своего места в мире.

Молодой человек впервые говорит с кем-то по душам, впервые слышит и ответную историю, которая неожиданно рушит его ещё не оформившиеся, но запредельно сильные ожидания и надежды. Любовь, шумным водопадом струящаяся по его венам, вдруг оказывается не нужна Настеньке – девушка уже отдала сердце другому. Быть может, он не лучший – сама девушка задаётся вопросом: «Знаете ли, что мне пришло теперь в голову? Я вас обоих сравнила. Зачем он — не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас.» - но именно этого человека она избрала, именно к нему пришла за помощью и спасением.

Режиссер показывает их истории, перемежая прошлое и настоящее, смешивая горести и радости, то давая надежду, то отбирая её навсегда. Отдельные картины, «ночи» условно разделяют действие. Если учесть, что вся драма между Мечтателем, Настенькой и Жильцом произошла в краткие несколько дней, то это деление на части будто бы удлиняет повествование, превращая дни в годы, а внезапную встречу в целительную случайность для обоих.

Но вот за загадочной ночью приходит ясное утро, рушащее такой же иллюзорный мир, построенный героями уже совместно. Оказывается, что Настенька, как бы не боролась с собой, всё же выберет другого. Она до конца будет полна светлой, детской и сестринской любовью к Мечтателю – в последнем письме девушка спрашивает: «Вы меня любите по-прежнему?» и просит не оставлять её, потому как она заслужит его любовь. Эта искренняя благодарность не кажется герою издевкой, и он принимает этот ужасный поворот судьбы.

Мечтатель приходит к выводу: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..». Свои воспоминания, пробудившиеся впервые чувства он не оплакивает, а хранит как нечто прекрасное.

«Белые ночи» - спектакль не про несчастную, безответную любовь, не про расставание и предательство. Он посвящен чистым, добрым отношениям, в которых люди способны понять друг друга. Постановка, словно яркий миг блаженства в жизни Мечтателя, запечатлевает в мыслях зрителей желание проживать каждую минуту и не гнаться за ушедшим – быть может, ценить воспоминания, но продолжать создавать новые.

Ирина Латынникова совместно с актёрами создала настоящий шедевр, переработав повесть так, что воспринимать её стало легче. Игорь Аваев не только потрясающе перенял характер Мечтателя, но и добавил какой-то ранимости и тихой грусти в образ. В его персонаже каждый может узнать себя в 15-18 лет, и это действительно находит яркий отклик в твоём внутреннем мире. Я, как некто схожий с этим героем человек, восприняла спектакль даже слишком близко к сердцу. Мне было мучительно видеть потенциальную участь всех мечтателей.

Игорь Аваев (Мечтатель)
Игорь Аваев (Мечтатель)

Настенька (в переводе её имя «воскресшая») не может подвергаться осуждению. В ней нет злобы или намеренного желания причинять вред, только лишь детская наивность, оборачивающаяся для неё не всегда хорошо. Дуэт Светланы Лопиной и Ольги Ткаченко объясняет зрителю такую сильную жажду свободы у Насти – она с самого детства словно прикована к больной Бабушке, никуда не отпускающей её от себя. Дух не терпит неволи, а юный тем более. Поэтому Настю невозможно поругать за стремление к воле, за ошибки.

Ольга Ткаченко (Настенька)
Ольга Ткаченко (Настенька)

В любой истории должен быть антагонист, не правда ли? Кого-то автор должен превратить в монстра. Единственный, кого можно поставить на эту роль – Жилец, бросивший Настю на год. Но вот незадача – он тоже не абсолютное зло. Таких людей, в целом, пожалуй и не бывает. Какие бы страдания мужчина не принёс девушке, он всё же вернулся за ней. Владимир Олейников своей игрой подчеркивает, что его герой не лишен хорошего в себе.

Владимир Олейников (Жилец)
Владимир Олейников (Жилец)

Думаю, что эти замечательные артисты полностью выразили в спектакле не только идеи Достоевского-романтика, но и простейшие человеческие переживания о жизни и любви.

Игорь Аваев (Мечтатель), Ольга Ткаченко (Настенька), Светлана Лопина (Бабушка), Владимир Олейников (Жилец)
Игорь Аваев (Мечтатель), Ольга Ткаченко (Настенька), Светлана Лопина (Бабушка), Владимир Олейников (Жилец)