Оперетта «Сильва», по праву называемая «классической», вот уже более сотни лет живёт на сценах театров и в сердцах зрителей. Существует огромное количество различных версий, отличающихся как либретто, так и постановочными элементами, но главное всегда едино – великая музыка Имре Кальмана.
В Музыкальном театре Кузбасса данный спектакль появился в 2013 году. Это далеко не первая оперетта на сцене театра. Так, например, более позднее творение Кальмана «Мистер Икс» было поставлено в 2005 году и вышло из репертуара лишь в 2020. Как и у «Мистера Икс», у «Сильвы» был свой собственный удивительный путь.
В 2002 году у Музыкального театра началось плодотворное сотрудничество с заслуженным деятелем искусств России Владимиром Подгородинским. Режиссер в течение тринадцати лет поставил одиннадцать спектаклей, множество из которых оказалось в фаворе у публики: «Весёлая вдова», «Севастопольский вальс», «Дон Сезар де Базан», «Безымянная звезда» и, конечно же, «Сильва». Сейчас у Владимира Ивановича уже более 25 работ, среди которых такие культовые музыкальные произведения, как «Иисус Христос – суперзвезда», «Юнона и Авось» (театр «Рок-опера»), «Фиалка Монмартра», «Марица» и десятки других, идущих по всей стране. Думаю, можно сказать, что «Сильва» находилась в хороших руках в момент постановки. Однако и после премьеры все десять лет спектакль активно развивался, воспитывая как начинающих артистов, так и зрителя.
Никогда нельзя сказать о спектакле, что он идеален или доведён до совершенства – то же применимо и к «Сильве». Постановка Музыкального театра не полная, ведь в оригинальной кальмановской версии три действия. Есть мнение, что сейчас публика недостаточно воспитана и не совсем готова к длительным спектаклям (более двух часов). Быть может, именно этот факт сыграл свою роль в сокращении оперетты до двух действий. В связи с этим были вырезаны некоторые музыкальные сцены.
Убрать около сорока минут музыки не всегда можно, но мне не показалось, что оперетта сильно пострадала от такого весьма варварского метода. Наоборот, удивительно, как ловко оказалась выстроена музыкальная драматургия. Хоть бывали моменты, когда чувствовалась некоторая спешка в смене одной арии на другую, из отдельных кусочков всё же собралась цельная картина. В нужные моменты оркестр обволакивал зал красивейшими мелодиями, закрывая ими все недочёты.
Феномен невероятного воздействия музыки Кальмана, её властной заразительности непонятен до сих пор. Ведь, казалось бы, она не так совершенна, как у того же Легара, но именно мелодии блистательной «Сильвы» вспоминаются нам при одном лишь упоминании слова «оперетта».
«Сильва», как и большинство оперетт, представляет собой праздник жизни, веселья и мечты. Пускай она бесконечно далека от действительности, так как герои живут в собственном законсервированном времени-пространстве, в котором важны лишь взаимоотношения между людьми, зрителям интересно наблюдать именно за таким простейшим сюжетом, за искренними и неподдельными эмоциями, рождающимися и исчезающими в одну секунду.
И комедия, и трагедия в возвышенном светском обществе оперетты становится близка и понятна нам по причине абсолютной человечности каждого персонажа. Некое социальное неравенство встаёт между героями, но разрушается к концу спектакля, провозглашая право человека на счастье. Какими бы пороками не обладал герой, под знаком любви он преображается, открывая в себе что-то лучшее, что-то достойное.
Персонажи оперетт представлены в упрощённом виде - некоторые сведены до функций. В большинстве есть грандамы, инженю, конфиданты и резонеры, которых зритель видел уже не раз, однако эти герои в этой конкретной истории абсолютно органичны, всегда на своих местах. Создавая определённый образ, они всё же двигают сюжет вперёд.
Стоит отметить, что некоторым персонажам спектакля можно даже не отличаться каким-то особым даром, чтобы нравиться публике, главная их привлекательность заключается в живой харизме, в таланте к убеждению. Так, к примеру, актёру, исполняющему роль Бони, совсем необязательно хорошо петь, ведь этот герой обаятелен для зрителя по причине своей невероятной детско-наивной энергетике, своей неуёмной жажде жизни и удовольствий в ней. Несмотря на то что Бони - типичный бабник, мы не способны ругать его за это, так как он верит и надеется обрести кого-то, кто станет ему намного дороже, чем все артистки оперетт, которые "пленяют лишь на мгновенье". Хочу отметить двух актёров, исполняющих эту роль - Евгения Лихманова и Владимира Жукова. У каждого из них получился свой образ, свой Бони. Если Жуков был для Эдвина наподобие шебутного младшего брата, вечно подстрекающего на глупости, то Лихманов стал добрым другом, действующим лишь в интересах князя. Оба они наделяют персонажа бесконечным оптимизмом и верой в лучшее, которая и заряжает зрителей. Евгений Лихманов удивительно хорош в любом амплуа, но именно такого рода роли открывают весь спектр его таланта. Ведь смешить намного труднее, чем заставить грустить, однако ни один показ "Сильвы" не обходится без искренней радости, вызываемой паясничеством Бони, главного комического персонажа.
Роль Эдвина уже совершенно другая, непохожая на лёгкого Бони. В высоком положении героя кроется его главный недостаток - безволие, слабохарактерность, которая не даёт ему ни жениться на Сильве, ни оставить её в покое. Его внезапный порыв со свадьбой в кабаре вряд ли был обдуманным и взвешенным действием, скорее блажью того, кто вдруг решился бросить вызов родителям. Говоря о дуэте Сильвы и Эдвина, можно сказать, что под влиянием девушки мужчина медленно взрослеет, поднимаясь с уровня ребёнка, которому всё было в жизни дано, до взрослого человека, берущего ответственность за свои поступки, защищающего свои чувства и свою избранницу.
В отличие от мужских персонажей дамы в оперетте обязаны быть изящными, лёгкими и весёлыми. Несоответствие установленным условным параметрам рождает конфликт как в душе Сильвы, так и в её жизни. Героиня испытывает самые различные переживания - от безграничного счастья до сокрушительного разочарования, и тем не менее сохраняет беззаботный вид, пряча истину под маской. Она - пример сильного персонажа с железным характером. Как бы страстно Сильва не желала личного благополучия, она пожертвует им ради любимого. Сущность артистки неотделима от её характера, оттого она порой своенравна и непредсказуема.
Музыка, пропитывающая всё существование Сильвы Вареску, непременно следует за ней, запечатлевая мгновения как радости, так и печали. Оркестр Музыкального театра невероятен, потому как крайне удачно взаимодействует с артистами. Я видела, как дирижёр мастерски ловила нужный момент, как точно и эмоционально она руководила инструментами. Если бы вдруг актёры резко перестали петь, зритель всё равно бы понял все происходящие перипетии.
Самыми удачными в музыкальном отношении, на мой взгляд, являются две сцены. Одна из них - окончание первого акта, когда Сильва узнаёт правду и разочаровывается в Эдвине. Здесь происходит стремительный переворот в музыке - она модулируется в минор, в трагичный, но всё ещё грандиозный мотив. Праздник жизни оборачивается огромной бедой, в корне меняющей героиню. Она осознаёт своё истинное положение, и это находит отражение в её личной мелодии. Вокруг Вареску всё ещё разворачивается веселье, и её куплеты кажутся вымученными, выстраданными на его фоне. Объединение многих арий ("Частица чёрта в нас", "Красотки кабаре" и др) первого действия в один музыкальный номер словно завершает путь Сильвы, стирая её мечты, подчёркивая её одиночество, иллюзорность счастья.
Ещё одной сценой я выделяю объяснение семьи Воляпюк с Сильвой во втором действии, которое вновь сопровождается модулированной музыкой, напоминающей ранние печальные мотивы спектакля. Князь вместе со светским обществом заставляет Сильву остаться на объявление помолвки – быть может, она бы и ушла, позабыв свой план мести, но настойчивый хор окружает её со всех сторон. Навязчивость и упорство Воляпюка подчёркивают барабаны в оркестре - они усиливают это противостояние. Но прелесть музыки здесь не ограничивается этим. У Эдвина прорезается собственный голос - он звучит вместе со струнными, словно вторя Вареску. Потрясающее по красоте сопровождение в ответе Сильвы находит новое, сильное и независимое звучание, совсем непохожее на предыдущие. Когда девушка поёт: «Спроси меня сперва, Тебе при всех вернуть желаю все клятвы и слова, Наш союз утратил цену, я опять вернусь на сцену» и рвёт брачный контракт, оркестр буйствует, выражая все задавленные эмоции героев, и ставит точку в этом нелепом фарсе.
В контексте этих эпизодов хочется отдельно отметить Наталью Рааб, исполнительницу роли Сильвы, как блистательную актрису и певицу. Наталья Николаевна хорошо работает с интонацией, придавая каждой фразе в арии или диалоге значение и вес – все избитые, очень книжные изречения кажутся живыми эмоциями благодаря большой работе над персонажем. Также можно сказать, что сам образ Сильвы Вареску у Рааб оказался одним из самых эффектных на моей памяти. Если сравнить с экранизацией 1976 года с Герардом Васильевым и Верой Шиловой, то Сильва Натальи Николаевны превосходит и энергетикой, и подачей.
В целом, постановка Музыкального не отличается новаторством или яркой оригинальностью, попыткой взглянуть на «старину» по-новому, однако и в их классической версии есть интересные сценические решения.
Так, например, забавно поставлен дуэт Бони и Стасси «Любовь такая глупость большая». Герои всё время номера взаимодействуют с корзиной с яблоками. На начале припева то Стасси привлекает Бони алым яблоком, словно приманкой или желанным призом, то наоборот. Найти в этом некий сакральный смысл про символику этого фрукта нетрудно, но сцена скорее напоминает подобие детской игры.
Также внимание моё привлекла и сцена свадьбы из первого действия. Ферри скрепляет руки молодожёнов белоснежной тканью, словно связывая их судьбы. После следует музыкальный номер, в течение которого хор белыми полотнами окутывает пару. Выглядит очень эффектно и трогательно.
Второе действие, в целом, содержит в себе огромное количество интереснейших номеров. Впечатляет и крутящаяся сцена, словно символизирующая вечный круг жизни, и отдельные арии героев. Также феерично выделяется выступление княгини Воляпюк, бывшей Королевы Чардаша, которая, возвращаясь в мир юности – туда, где она блистала, вновь оказывается в лучах славы. Ольга Павлова, исполняющая эту роль, поражает своей энергией, силой голоса и, конечно же, потрясающим финалом номера – шпагатом.
Единственным аспектом, который мне не понравился, были костюмы Эдвина. Такой цвет не может украсить ни одного артиста. Данный оттенок серого с красным, белым, с декорациями и одеждой той же Сильвы не сочетается вовсе.
Подводя итог сказанному, скажу, что «Сильва» достойна большего, чем два показа в год. Пусть эта оперетта живёт на сцене полноценной жизнью, пусть развивается и растёт, взлетая над уже надоевшими развлекательными мюзиклами.