Найти тему
Кабачок "У Тулио"

Государственный переворот – это «Правое дело»!

Оглавление

Всем привет! Сегодня мы отвлечёмся от реальных исторических событий в угоду «проблемам» современности, а именно: как легализовать интервенцию с последующем проведением государственного переворота? Основным иллюстрирующим материалом нам послужит серия игр «Just Cause», что в переводе значит «Правое дело». Поехали!

Постер к первой части игры (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Постер к первой части игры (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Как всегда, начну немного издалека. Многим будет интересно узнать, что само словосочетание «Just Cause» для игры возникло не просто так, а было позаимствовано с реальной одноимённой военной операции по вторжению США в Панаму. Уже тогда (а дело было в 1989 году) был выработан основной тезис всех последующих американских интервенций в виде «защиты демократии». Примечательно, что по количеству задействованной живой силы и техники данное мероприятие называют самой крупной воздушно-десантной операцией США после окончания Второй мировой войны. Основные события, если коротко, были следующими: с 1981 года страной де-факто руководил полковник Мануэль Норьега, который в своё время сотрудничал с ЦРУ, но к концу восьмидесятых годов утратил доверие со стороны США. Для устранения панамского лидера была проведена военная операция «Just Cause», результатом которой стало назначение нового проамериканского лидера, т.е. американская армия осуществила государственный переворот. Все поставленные цели США были достигнуты, особенно, если учесть, что ООН потребовала всего лишь прекратить интервенцию, а не «откатить изменения». Все желающие могут самостоятельно изучить эти события, а мы вернёмся к серии игр.

Just Cause

В далёком 2006 году вышла первая часть игры. Во вступительном ролике звучит замечательная фраза: «Сан-Эсперито… Ещё одна страна, в которой будет свергнут диктаторский режим…». Фактически эта фраза и задала тон всей серии игр, т.к. в каждой из них мы «свергаем диктатора». Место действия – некий остров в Карибском море. Подозреваю, что у разработчиков была мысль как-то связать это с Кубой, но не вышло. Начинается всё с того, что на остров Сан-Эсперито (скорее всего название острова происходит от латинского «sanctus espiritus» – святой дух) прибывают три представителя некоего Агентства. Прототипом организации, естественно, выбрано Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США, хотя я не помню, чтобы они сами себя так определяли.

Ещё один постер к первой части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Ещё один постер к первой части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Обладая всей необходимой информацией, они освобождают лидера мятежников и втираются в доверие к местному наркокартелю, конкурирующему с прогосударственным наркокартелем. Начинается гражданская война, по ходу которой мы уничтожаем все наукоёмкие технологии на острове (АЭС, химический, завод, склад ядерных боеприпасов и др.) и свергаем президента-диктатора. Данная игра – самая умная из всей серии, т.к. она в достаточно простой манере показывает, что делается при государственном перевороте, который подготовили извне. Я бы ещё добавил участие американской армии, но в данном случае это не важно, т.к. посыл здесь другой (хоть он и не афишируется) – посадить на руководящую должность в стране лидера, который всем будет обязан США.

Скриншот из первой части игры. В неё до сих пор с удовольствием можно поиграть. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Скриншот из первой части игры. В неё до сих пор с удовольствием можно поиграть. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Три оперативника навряд ли смогли бы такое провернуть, но на то это и игра. Зато, мы получаем постоянную помощь от агентства в виде информации, оружия и транспорта. В этом плане мы выступаем американской версией Джеймса Бонда (с фамилией Родригес, ага). Посыл, я думаю, ясен: подобные события откатывают суверенную страну в прошлое (как в технологическом, так и в социальном плане), повезёт, если не в каменный век. Мы, как игроки, не видим никакой разницы между плохими и хорошими. Основным критерием, по которому мы «за зелёных, а не за синих» является заданная нам изначально сторона самой игрой. Разницы между правительством и мятежниками – нет. Обращу внимание, что с нашей стороны, также как и со стороны противника (правительственных войск), выступают наркокартели. Кому они будут продавать свой товар после окончания боевых действий? Вопрос риторический. Именно по этой причине все попытки связать данные события с революцией на Кубе ошибочны. Если пытаться провести параллели, то это скорее насаждение режима Батисты на Кубе в 1933 году (за время правления почти вся экономика Кубы контролировалась монополиями США, а бедность народа приближалась к критической отметке), против чего и пошла настоящая революция во главе с Фиделем Кастро в 1959 году.

В первой заставке нам показывают личное дело главного героя Рико Родригеса, но узнать принадлежность героя достаточно сложно… Хотя эмблема с белоголовым орланом говорит о многом. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
В первой заставке нам показывают личное дело главного героя Рико Родригеса, но узнать принадлежность героя достаточно сложно… Хотя эмблема с белоголовым орланом говорит о многом. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Подведём итоги первой части серии. Игра получилась яркая, динамичная, с очень простым сюжетом и геймплеем, но с неким послевкусием, которое обличает политику США. С этим, видимо, нужно было что-то делать…

Just Cause 2

Через четыре года вышла вторая часть, которая сделана по стандартному алгоритму создания сиквелов «тех же щей, да погуще влей». Всего там больше: перестрелок, погонь, пространства (одна из самых больших карт в истории видеоигр на момент выхода) и т.д. Сюжет примерно такой же, но, на мой взгляд, слабее, т.к. не запомнился почти ничем. Если коротко, то наши оперативники снова взялись за старое, теперь в Панау (место действия: юго-восточная Азия), где правит диктатор Малыш Панай. Сюжет примитивен: в этом регионе обнаружены огромные залежи нефти, которые все хотят захватить (помимо США ещё Россия, Китай и Япония), а наш главный герой, всё тот же брутальный Рико Родригес, самолично решает «да не доставайся же ты никому» и направляет ракету с ядерным зарядом для уничтожения этих запасов.

Плакат ко второй части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Плакат ко второй части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Игра заметно поглупела: разведка США по очень многим вопросам ничего не знает. Например, в самом начале игры мы срочно, «подручными средствами», сбиваем ракету, о запуске которой никто не был в курсе, или, в конце игры мы узнаём, что у Малыша Паная есть ядерная подводная лодка с ядерным ракетным арсеналом. Подобное не может не знать одна из самых передовых (если не самая передовая) разведка – разведка США. Финальный «пацифизм» тоже не красит игру: нефтяное месторождение (с самым большим в мире запасом нефти – так в игре было заявлено) было взорвано, чтобы все страны оставили Панау в покое, а правителем стал дружественный США демократический лидер. В игре потихоньку начало глупеть всё, неизменными остались два главных героя Рико Родригес и Том Шелдон (координатор и представитель Агентства). Пока…

Скриншот из второй части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Скриншот из второй части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Just Cause 3

Вот мы и подошли к игре, которая и подкинула идею для статьи: можно ли легализовать государственный переворот? По логике именно третьей части игры – можно. Но обо всём по порядку.

Игра вышла в 2015 году и забрасывает нас на некий остров Медичи в Средиземном море – родину главного героя Рико, где засел очередной диктатор, которого нужно свергнуть. Сразу отмечу, что здесь Рико представлен частным лицом, решающим свои проблемы без явной помощи Агентства (он-то думал, что завязал, но они затащили его обратно).

Постер третьей части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Постер третьей части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Есть в игре явный плюс – главный злодей, диктатор Генерал Себастьяно Ди Равелло. Сразу видно, что создавая этого персонажа, разработчики проштудировали много литературы о становлении некоторых диктаторов в Латинской Америке (и не только), потому что предыстория антагониста показана очень правдоподобно (она описана в аудио дневниках, разбросанных по всей игровой карте) и содержит такие периоды как: служба в армии, участие в подавлениях различных протестов, восхождение по карьерной лестнице как офицер, обеспечение безопасности во время подготовки к выборам (не своим), убийство одного кандидата с уликами против другого кандидата, введение военного положения и захват власти – всё это, как минимум, показано очень логично. И вот тут же нам подсунули самую глупую (с моей точки зрения) и гениальную (со стороны разработчиков) идею об убийстве этим человеком родителей главного героя.

Плакат третьей части игры. Рико решили добавить брутальности и отрастили ему бороду. А мозг вынули. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Плакат третьей части игры. Рико решили добавить брутальности и отрастили ему бороду. А мозг вынули. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Дело в том, что до этой игры главный герой (от лица, которого, мы играем и с кем должны себя ассоциировать) представал в роли профессионала (как Жан-Поль Бельмондо в одноимённом фильме), а все совершаемые им действия были его работой для достижения целей (даже пацифистское уничтожение запасов нефти – не достанется нефть США, значит не достанется никому). Сейчас же Рико предстаёт частным лицом, которого ничего больше не волнует, кроме того, что «его народ гибнет под пятой кровавого тирана». Помимо этого, главный герой теперь представлен предельно глупым, ведь он делает всё то же, что и до этого, но на своей родине – уничтожает инфраструктуру, устраивает беспредел в городах, на военных базах и научных учреждениях, не заботясь о том, что везде работают его соотечественники.

Да, нам пытаются показать, что против нас выступает некая частная военная компания (транснациональная) «Чёрная рука», но ни одной ЧВК численно не хватит для обеспечения порядка на огромной территории, нужна регулярная армия, с которой и сражается Рико Родригес.

Скриншот третьей части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Скриншот третьей части игры. (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Здесь же во всю свою лицемерную ширь (хоть и достаточно преувеличенно) раскрывается Том Шелдон, который в своё время привёл Ди Равелло (косвенно) к власти и немного повинен в смерти родителей Рико и, что немаловажно, в конце не изменил себе и подстроил всё так, как нужно Агентству. Если честно, то есть некоторые неправдоподобные моменты в биографии Тома – после такого количества лет работы оперативником (около 25 лет) он уже должен был быть на руководящих постах и не связываться непосредственно с агентами, но здесь всё немного не так. Ну да ладно, оставим эту задержку в присвоении очередного звания и продвижения по карьерной лестнице на совести разработчиков.

Что же всех так заинтересовало в этой стране? Если коротко, то генерал Себастьяно Ди Равелло наладил промышленную добычу нового минерала (природа которого неясна) с высокой энергетикой и специфическими свойствами под названием «Баварий». Благодаря ему антагонисту удалось наладить изготовление различной военной техники и взрывчатых веществ, в том числе и разработать бомбу, сравнимую по мощности с ядерной. Он же рассорился с Агентством и пытается удержаться при власти, для чего заманивает Рико Родригеса с целью уничтожения его и всех мятежников раз и навсегда одним ударом.

Пару слов об организации жизни на этом архипелаге: заселены там всего два маленьких острова, а самый большой, где нашли и добывают это минерал – под контролем только военных. Сразу вопрос: а остальные чем там занимаются? Просто сидят и всем недовольны? Не видно, чем им диктатор-то мешает. В игре всего пара заданий, где присутствуют некоторые волюнтаристические методы генерала по решению проблем, но они не вяжутся с предысторией диктатора, которую нам рассказали. При этом, в живых, где-то заграницей, прячется выжившая кандидат на пост президента, которую в своё время подставил диктатор – Роза Мануэла. Персонаж интересен тем, что по многим моментам становится понятно – следующим диктатором будет она. Боюсь, данную сюжетную линию просто забраковали, чтобы выпуклой осталась только одна идея – если ты считаешь, что в твоей стране правит недостойный человек, то устранить его – это Правое Дело! А вот то, что на смену ему придёт такой же диктатор, только более податливый к требованиям США (Том Шелдон с ней быстро спелся) – это нас волновать не должно. Игра, кстати, правильно заканчивается: перед последней миссией Роза Мануэла произносит речь, после которой мы производим «ликвидацию диктатора» и – затемнение. На этом игра заканчивается, что дальше – неизвестно.

В игре есть три побочные сюжетные линии, в которых рассказывается о некоей корпорации Иден, занимающаяся изучением этого минерала «Бавария». Из-за ряда неудач кампания закрылась, но оставила некоторые технологии, о которых до поры до времени никто не подозревал, пока они не открылись и за которыми не началась охота. Данное сюжетное отвлечение – вторая вещь, после истории диктатора, которая мне в игре понравилась, но, которая не нова. Это очередная история про капиталистическую корпорацию, которой прибыль важнее любых человеческих жизней. Сколько мы насмотрелись за эти года фильмов на эту тему («Чужой», «Чужие», «Терминатор 2», «Аватар» и многие другие), но, пока жив капитализм, мы подобные сюжеты будем лицезреть и дальше.

Кстати, физика в игре к третьей части тоже поглупела. Возможно, это стало просто заметно в связи с общим снижением качества игры, а может, проблема в том, что разработчики добавили спидометр при отображении транспорта на экран, где я смог лицезреть скорость реактивного самолёта в 300 (триста!) километров в час. Не каждый самолёт способен от земли оторваться на такой скорости, а здесь полёт! Тоже самое с наземным транспортом: при подлёте машины в воздух её можно повернуть в пространстве (ладно бы мотоцикл, но целый автомобиль), а при выпрыгивании из машины (даже если это вагончик без мотора) – она взрывается. Ну да ладно, не физику же мы здесь собрались обсуждать.

Скорость реактивного истребителя в играх серии Just Cause. На заднем плане виден воздушный корабль корпорации «Иден» (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)
Скорость реактивного истребителя в играх серии Just Cause. На заднем плане виден воздушный корабль корпорации «Иден» (Иллюстрации к тексту взяты из свободных источников)

Подведём итоги

Налицо деградация серии, которую сделали намеренно. Есть ещё одна игра в этой серии, но о ней я хотел бы поговорить отдельно, ведь там есть другая современная проблема. Если первая игра серии – отличная иллюстрация к действиям США по всему земному шару, показывающая настоящие намерения империалиста, то третья часть говорит, что если обидели маму с папой – то всё можно. Упрощение сюжета, перевод его в личную плоскость и легитимизация насилия – вот те категории, которые нам навязывают из-за океана. Именно оттуда нам скажут кто хороший, кто плохой, и кого нам нужно пытаться свергнуть. И данная агитация – не единственная: на минуточку, в игре Call of Duty: Black Ops II предстаёт одним из злодеев тот самый Мануэль Норьега, диктатор из Панамы. А давайте посмотрим на серию фильмов «Неудержимые»: элитный отряд американских наёмников занимается «наведением порядка» – тем же самым Правым Делом. Примечательно, что в оригинале они зовутся «Expendables», то есть «Расходники», но по сюжету фильмов в расход-то всех пускают они, а не их.

Можно задаться вопросом: я – взрослый человек, зачем я играю в игры? Дело в том, что игры давно стали одним из мощнейших средств пропаганды самых различных идей, которые имеют возможности к распространению как у радио когда-то и у кино сейчас. Не смотря на рейтинг (а у всех этих игр возрастной рейтинг был 18+ в РФ), в них играют с более юного возраста (если не сказать – с детского), когда любые идеи прекрасно ложатся в благодатную почву неокрепшего сознания. Без особых проблем можно осуществить подмену понятий, хорошее сделать плохим, и наоборот. Поэтому первая игра – хорошая (как иллюстрация), вторая (в целом) – неплохая, третья – омерзительная. Обидно и за главного героя, и за его выдуманный народ, и за тех, кто в это поиграл и восхитился поступками, не понимая, что натворил у себя дома Рико Родригес, а именно то же, что и везде – загнал свою родину обратно в средневековье. В угоду Соединённым Штатам Америки.

Лучше всего работу американских спецслужб иллюстрирует диалог из старенького боевика «Правдивая ложь»: – А ты кого-нибудь когда-нибудь убивал? – Да, но они все были плохие. (Иллюстрацию к тексту делал сам)
Лучше всего работу американских спецслужб иллюстрирует диалог из старенького боевика «Правдивая ложь»: – А ты кого-нибудь когда-нибудь убивал? – Да, но они все были плохие. (Иллюстрацию к тексту делал сам)

А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!