Помните, когда в 2020 г. нам всем объявили о пандемии коронавируса, СМИ сразу же стали говорить "Мир больше не будет прежним". Хотя еще ничего не было ясно насчет источников вируса и его опасности. Но мысль что мир изменился навсегда транслировалась очень-очень настойчиво и не могла укорениться в мозгах людей.
Мир действительно изменился. А вчерашний Оскар доказал, что и Киноакадемия изменилась навсегда. И изменения эти вовсе не в лучшую сторону. Потому что из кинопремии Оскар окончательно превратился в премию идеологическую.
Лучшим фильмом года объявлен "Все везде и сразу", фильм забрал 7 статуэток, включая призы за сценарий, режиссуру и три актерских премии. Этот фильм изначально был объявлен одним из главных фаворитов, так как его провозгласили инновационным скачком в мир нового кинематографа. Концепция мультивселенных якобы привнесла в кино нечто новое и станет основой киноискусства 2020-х.
Однако лично я до последнего не верила в победу этой картины из-за ее содержания и идеологии, которую она транслирует. Если отмести в сторонку красочность и динамичность кадров, яркие костюмы, неожиданные визуальные образы, блестки и прочую мишуру, то выяснится, что "Все везде и сразу" - это ода лузерству. Эта картина прославляет ничтожность и никчемность. Она говорит людям - не рыпайтесь, сидите на своем месте, ничего не делайте, ни к чему не стремитесь, потому что ничего не имеет значения. Живите своей обыденной жизнью, подавляйте свою неудовлетворенность (а она у вас точно будет, вы же ничегошеньки не делаете, чтобы быть удовлетворенными!) и говорите спасибо за то, что есть.
Картины с таким посылом уже активно снимаются и прославляются последние лет 5 как минимум. И одна из них уже становилась триумфатором Оскара - в 2021 г. "Земля кочевников".
С победой "Все везде и сразу" стало очевидно, что это был не единичный случай и такие ленты действительно станут идеологической доминантой ближайшего десятилетия.
Говоря о том, что Оскар испортился, потому что стал идеологической премией, а не кинематографической, мы конечно, слегка привираем. Оскар всегда имел очень сильную идеологию. Но раньше ценности, которые проповедовала эта премия были намного более разнообразны и общественно ценны. Это становится очевидно, если проанализировать победителей прошлых лет.
Оскар всегда ценил ленты, рассказывающие оптимистичные красивые истории, призывающие зрителя верить в добро - "Миллионер из трущоб", "Король говорит", Властелин колец: Возвращение короля", "Артист", "Форма воды", "Зеленая книга"...
Ценил ленты, рассказывающие о людях, которые борются, добиваются целей и преодолевают трудности - "Гладиатор", "Малышка на миллион", "Игры разума", "Арго", "12 лет рабства"...
Особо отмечал реалистичные, жестоко критикующие сущность современного общественного устройства ленты - "Столкновение","В центре внимания", "Лунный свет", "Паразиты"...
И конечно же ценил истории, раскрывающие сложную противоречивую сущность человеческой природы: "Отступники", "Старикам тут не место", "Повелитель бури", "Бёрдмэн", "Чикаго"...
Однако... Нам же сказали, что мир больше не будет прежним, значит и ценности должны измениться. Оскар дает нам четкий ориентир в представлениях о том, что устанавливается в качестве нового идеологического ориентира:
1) Имидж важнее сущности. Объективности в нашем с вами мире и тем более мировосприятии никогда не было. Но сейчас о ней вообще предлагают забыть. "Все везде и сразу" журналисты и критики провозгласили прорывным уникальным фильмом, значит так и есть. И не важно, что амбициозная концепция мультивселенной свелась к давно пережеванному постулату о разных вариантах жизни в стиле "Эффект бабочки" и "Господин Никто".
2) Идея важнее содержания. Мир прямо сейчас хаотично пытается выработать новый баланс между свободой слова и тотальным контролем информации. Кинематограф и Оскар по этому вопросу уже выработали правило - пускай в фильме происходит все что угодно, главное, чтобы базовые идеи были такие как надо. Пускай большая часть "Все везде и сразу" - это набор нелепостей, пошлостей и драк. Главное - это идея!
И пусть актеры, получающие награды, содержательно не исполнили ничего особенного, главное, чтобы они были носителями нужной идеи. Например, что азиаты восхительно хороши в актерском мастерстве, что женщины за 50 "могут", или что снисходительный Оскар прославляет жертв а-ля Брендан Фрейзер...
3) Старое кино умерло. История кинематографа - это всегда история смены поколений кинематографистов. Новое поколение сменяет стариков и привносит в киноискусство нечто новое. Оскар "Полуночного ковбоя" в 1969 г. провозгласил декаду независимого кино о реалистичных антигероях и жизненных трудностях. Победа "Молчания ягнят" 1992 г. заявила об открытости кинематографа к жестокому режиссерскому кино, эстетизирующему насилие. Что говорит нам победа "Земли кочевников" и "Все везде и сразу"?
Что новое кино - это кино, обращенное к темам одиночества, заброшенности в мир, психического здоровья, проработки эмоциональных травм, признания вины, прощения, осмысления сущности семейных взаимоотношений, противопоставления человека социальным нормам и поиска ответа на экзистенциальные вопросы. Кино 2020-х - это погружение в мир эгоизма. Человек исследуется как "вещь в себе", максимально оторванная от социально-экономических и материальных вопросов и сосредоточенная на собственных переживаниях и межличностных контактах. А... ну и еще нужно четко понимать, что 2020-е - это десятилетие женского кино.
Так что да, "Кода: ребенок глухих родителей", "Все везде и сразу" и "Земля кочевников" с их историями о женщинах, который осмысляют свое положение в мире, пытаются справиться со своей жертвенной позицией и выстраивают отношения внутри семьи - это то, что отныне ценно для Оскара. Старикану Спилбергу с его историей про мальчика, который вознамерился покорить Голливуд, на будущее нужно учесть - кино отныне должно быть про страдающую жертву (желательно женского пола), которая решает не покорять Голливуд, а "страдать, любить и быть любимой".
Помните в "Остров проклятых" герои проезжали кладбище психушки и там была плита с надписью "Помните нас, ибо мы тоже жили, любили и смеялись". Новое оскароносное кино как раз решило рассказывать истории вот таких вот страдальцев, которые просто живут, любят, смеются и умирают.
Если вам это все не по вкусу, не расстраивайтесь. Уже через несколько лет доминировать будет прямо противоположное кино. Так было и так будет. Ибо как говорила Алиса Льюиса Кэррола "Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно".
Ну а вы согласны с выбором Оскар версии 2023?