Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

Право на надежду. Приговорённый обязан морально участвовать в своей казни

Неизвестно, является ли смертная казнь надёжным методом устрашения и перевоспитания населения, но можно быть совершенно уверенными в том, что сам казненный больше убивать не будет. Дискуссии по поводу отмены смертной казни то и дело возникают в странах, где высшая мера наказания - лишение жизни - не заменяется пожизненным заключением. Вопрос этот очень сложный и ответы на него поступают противоречивые и неоднозначные, хотя и чрезвычайно эмоциональные, что вполне понятно. Мы с вами эту проблему тоже не решим, но подумать и порассуждать на эту тему можем. В любом случае, давайте сегодня посмотрим криминальную психологическую драму режиссёра Тима Роббинса "Мертвец идёт" (1995) и поговорим о жестоком преступлении, справедливом наказании и человеческой поддержке, конечно же от лица её героев. Мэттью Понселет (Шон Пенн) приговорён к смертной казни за изнасилование и убийство. Адвокатам, близким и вообще всем остальным до Мэттью нет никакого дела. Дни совершившего тяжкое преступление сочтены

Неизвестно, является ли смертная казнь надёжным методом устрашения и перевоспитания населения, но можно быть совершенно уверенными в том, что сам казненный больше убивать не будет. Дискуссии по поводу отмены смертной казни то и дело возникают в странах, где высшая мера наказания - лишение жизни - не заменяется пожизненным заключением. Вопрос этот очень сложный и ответы на него поступают противоречивые и неоднозначные, хотя и чрезвычайно эмоциональные, что вполне понятно.

Мы с вами эту проблему тоже не решим, но подумать и порассуждать на эту тему можем. В любом случае, давайте сегодня посмотрим криминальную психологическую драму режиссёра Тима Роббинса "Мертвец идёт" (1995) и поговорим о жестоком преступлении, справедливом наказании и человеческой поддержке, конечно же от лица её героев.

Мэттью Понселет (Шон Пенн) приговорён к смертной казни за изнасилование и убийство. Адвокатам, близким и вообще всем остальным до Мэттью нет никакого дела. Дни совершившего тяжкое преступление сочтены. От священника, по мнению Понселета, тоже нет никакого толка, ведь чтобы он получил надежду на отпущение грехов ему нужно в них покаяться, а если его всё равно казнят, то какой в этом смысл.

Все изображения - интернет.
Все изображения - интернет.

Духовным наставником Мэттью становится католическая монахиня сестра Элен Прежан (Сьюзан Сарандон), которая является противницей смертной казни. Отношения героев далеки от идеальных, но постепенно они теплеют.

-2

Сестра Элен регулярно навещает Понселета в тюрьме, разговаривает с ним, пытается его понять. В циничном и жестоком Понселете что-то ломается. Он уже не так бравирует своей философией смертника, которому один чёрт умирать. Видно, как он всё больше и больше начинает бояться смерти.

-3

Мэттью неожиданно признаётся, что он не убивал девушку и парня, что всё это сделал его подельник. Элен ему и верит, и не верит, но больше, всё же, верит, как ей и предписано её верой. Монахиня старается помочь Мэттью и добиться для него помилования и отмены смертной казни. Она посещает семьи жертв убийцы и его родных.

-4

Поданное прошение о помиловании отклоняют. Понселет в последний раз видится со своей семьёй. Перед казнью Мэттью вдруг искренне раскаивается в содеянном. Это, безусловно, заслуга Элен, которую за её поддержку преступника не понимает и осуждает общество и даже церковь.

-5

Смертник признаётся монахине, что он всё-таки убил одного из подростков. Элен до самого конца не оставляет своего подопечного, сопровожая его к месту казни. Перед приведением приговора в исполнение Мэттью Понселет публично раскаивается и просит прощение.

-6

Очевидно, что у авторов этой истории была и какая-то иная, а не только очевидная цель рассказать её. Думаю, речь идёт об удивительной духовной связи двух совершенно разнополярных людей - монахини и убийцы. Приговорённый к казни свято верит в помощь. Призванная ему помогать - в то что она поможет. И она ему помогает - уйти человеком. В истории, у которой изначально был только один исход, появляется надежда. Закон и приговор, по замыслу авторов, не должны отменять её.

-7

Роббинс снял сильнейшее кино, которое стоит посмотреть. Фильм исполнен драматизма, смотреть на страдания людей, которые потеряли родных, тяжело. Так же, как и смотреть на идущего мертвеца...

-8

Выражение "Мертвец идёт!", которое легло в название фильма, ещё в середине прошлого века повсеместно использовалось американской тюремной охраной при сопровождении смертника.

В своём фильме Тим Роббинс показывает новую технику смертной казни, которая практикуется в США и по сей день. Это уже не "бесчеловечный" электрический стул, а "гуманный" ввод смертельных инъекций в три этапа. С предварительной анестезией, кстати. А ещё медсестра заботливо обрабатывает пациенту место для инъекции антисептиком, а то мало ли что...

В картине много рассуждений о вере в бога, об отношении к смертной казни, о том, как одно противоречит другому. Это рассказ том, как страшно убивать и как страшно ожидать смерти, но ещё страшнее - в последний миг своей жизни не увидеть глаза человека, который бы тебя не ненавидел.

-9

Сьюзан Сарандон получила за роль сестры Элен свой заслуженный "Оскар" и премию Гильдии киноактёров США. Жаль, что Шон Пенн был на них только номинирован. Прекрасная роль, одна из лучших в его карьере. Картина имеет ещё несколько престижных номинаций.

Фильм был снят по одноимённой книге католической монахини Элен Прежан, в которой рассказывается о её встречах и беседах с приговорённым к смерти преступником, казнённым в 1984-ом году. Тем ценнее опыт Роббинса кинематографиста, сумевшего сделать на основе реальной истории эмоциональное, проникновенное и очень художественное кино.

А у меня на сегодня всё.

Читайте хорошее, смотрите лучшее из разного, оставайтесь на О!СЮЖЕТ.

И помните заклинание: пусть самое страшное навсегда останется на экранах и на страницах. И про лайк и отзыв тоже, пожалуйста, помните.