В этом году исполняется 115 лет со дня рождения знаменитого советского писателя Бориса Николаевича Полевого, лауреата двух Сталинских премий, Героя Социалистического Труда и Международной премии мира.
«Человек – это звучит гордо», – сказал Максим Горький.
Борис Полевой, прошедший всю войну от начала до конца, один из первых журналистов, увидевших чудовищные лагеря смерти, знал: чтобы звучать гордо, нужно быть или стать настоящим Человеком. И сразу после войны совершил свой главный подвиг, на который имел полное право. Настоящий человек написал «Повесть о настоящем человеке».
Эта повесть завоевала весь мир. Только до 1954 года общий тираж ее изданий составил 2,34 миллионов экземпляров. Повесть около сорока раз издавалась за рубежом и около ста – на русском.
Борис Николаевич Полевой (Камнов) родился 17 марта 1908 года в Москве. Но он считал себя тверяком, в Твери прошло его детство. В этом городе работали его родители: отец юрист, был человеком образованным, обладал хорошим литературным вкусом. Мать, уже выйдя замуж, окончила Высшие медицинские курсы и поступила работать врачом в фабричную больницу.
Мальчишкой Борис перечитал отцовскую библиотеку, где были собраны книги отечественных и иностранных классиков. Не случайно жизненным идеалом для себя избрал Горького, перед которым преклонялись отец и мать. Борис Полевой начал писать в школьной газете и подписывался «Б. Овод». После школы Полевой учился в Промышленно-экономическом техникуме и получил назначение на должность сменного мастера на каустическом заводе при ситценабивной фабрике. Но он горячо мечтал о печатном слове, его не оставляла жажда писать и печататься.
Во время Великой Отечественной войны Полевой был среди литераторов, которые требовали немедленной отправки на фронт. Не дожидаясь повесток. Около трех тысяч писателей на фронтах войны! Около четырехсот погибших... Они штык приравняли к перу, а перо – к штыку. Аналога подобного массового участия культуры на фронте в мире не было. И быть не могло. Они создавали совсем другой мир. У которого тоже не было аналогов. И нет. И, возможно, никогда уже не будет.
В качестве военного корреспондента Полевой участвовал в Нюренбергском процессе, на котором услышал признание Германа Геринга: «немецкие фашисты проиграли войну, потому что не знали русских – они всегда были и остаются загадкой для немцев». И подумал: кому, как не советскому писателю разгадать загадку «русских», поведать человечеству о массовом героизме нашего народа, его моральном величии.
«Я невольно, – пишет Б. Полевой, – снова и снова думал о своей давней встрече в дни битвы на Курской дуге с безногим лётчиком, образ которого крепко берегла память. Я пронес этот образ через всю войну… А вот теперь, прозвучали слова признания «второго наци», он этот летчик как бы вошел в этот торжественный и так надоевший всем нам за дни процесса, судебный зал, как бы встал за моей спиной, и вопреки всему происходящему на суде, я мог думать только о нем. Да, вот он и такие, как он, и составляли тот самый таинственный потенциал, который остался загадкой для нацистов. И тут же на процессе, неведомо почему, ко мне пришло ощущение, что теперь вот и настала пора засесть за книгу о безногом летчике, с которым когда-то свела меня репортерская судьба».
Повесть «О настоящем человеке» была написана в 1946 году. В основу легла судьба реального летчика – Героя Советского Союза Алексея Маресьева. В повести Полевой изменил фамилию реального героя, убрав в ней букву «а», и получился летчик А. Мересьев. Сбитый в воздушном бою, обмороженный, измученный летчик восемнадцать суток пробирался к своим. Но на этом его испытание не заканчиваются.
Нужно продолжать жить, а это не просто: врачи ампутировали обе ноги. Молодой летчик дважды совершил подвиг: выжил, преодолевая физический недуг, и вернулся на фронт. Алексей Маресьев вновь стал летать.
Образ Алексея Мересьева встал рядом с образом Павла Корчагина: не утрачивая документальной первоосновы, он сделался для миллионов читателей «символом мужества и героизма».
Писатель показал не только как, но и Во имя чего совершил Мересьев свой подвиг. Во имя Отчизны, народа. Не просто выжить, а стать опять нужным Родине – была его цель. В упорном осуществлении ее и раскрываются нравственные качества «настоящего человека». Это крупный, цельный образ, он дан в непрерывном действии, без излишней детализации, ибо все, что делает, о чем думает летчик, соответствует его волевой, целеустремленной натуре.
История Мересьева не кончается переходом через линию фронта, впереди самое трудное –преодолеть последствия ранений, научиться ходить на протезах, добиться разрешения летать. Как победить ощущение ненужности, отлучение от неба, дела всей жизни? Да и нужен ли такой «бесполезный обрубок» любимой… Одиночке это не удалось бы. Недаром русская поговорка гласит: «Один в поле не воин». Писатель воспроизводит атмосферу того военного времени. С кем только не повстречался Мересьев. Это и жители «подземной Деревни», и его спасители – мальчишки, которые спасли Алексея, дед Михайла, который привез его из леса. Это соседи по палате: лейтенант Кукушкин, танкист Гвоздев, летчик Стручков, снайпер Степан Иванович, комиссар Семен Воробьев. В госпитале продолжилась незримая битва за возрождение искалеченной души. Комиссар, который, помогал Алексею, сумел последний раз послужить Родине. Это очень важно, что ты не один и, случись что, не будешь брошен…
Человек, с которого Полевой написал повесть, вновь стал и пилотом, и мужем, и отцом сыну. И он не один такой – сильный духом настоящий человек. Об этом также свидетельствуют документальные семейные истории из архива движения «Бессмертный полк России».
«Повесть о настоящем человеке» удостоена Государственной премии СССР за 1948 год. По ее мотивам написана пьеса, поставлен художественный фильм «Повесть о настоящем человеке» (сценарий М. Смирновой, режиссер А. Столпер, «Мосфильм», 1948). В роли А. Мересьева снялся талантливый актер Павел Кадочников.
Композитор Сергей Прокофьев написал оперу «Повесть о настоящем человеке». Постановка была осуществлена на сцене Большого театра (в роли Алексея – Е. Кибкало).
Военный корреспондент Борис Полевой в нашей литературе стоит в одном ряду с такими прославленными писателями-фронтовиками, как Константин Симонов, Алексей Сурков, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Алексей Толстой. «С лейкой и блокнотом, а то и пулеметом» и главным своим оружием – пером, он помогал нашему народу приближать победу над врагом. В годы войны Полевой вел фронтовые дневники, а после нее по горячим следам фронтовых впечатлений и встреч пишет романы «За тридевять земель» (1956), «Глубокий тыл» (1958), «Доктор Вера» (1966). Борис Полевой показал сильные, героические характеры русских людей, их повседневную кипучую жизнь.
Кстати, прототипом главного героя романа «На диком бреге...» стал красноярский гидростроитель Андрей Ефимович Бочкин, писатель с ним знаком был еще с юности, с Твери.
В 1962 году Полевой становится главным редактором молодежного журнала «Юность», а еще раньше, в 1952 году, писатель являлся вице-президентом в Европейском обществе культуры. С 1967 года Борис Николаевич был назначен секретарем правления бывшего Союза писателей СССР. В 1968 году писатель был награжден Золотой медалью Мира, а в 1974 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Все творчество Бориса Полевого посвящено людям. Он жил и работал для них. Именно поэтому его творчество считается настоящим.
Татьяна Юрьевна Фирсова, библиотекарь отдела городской абонемент