Найти в Дзене

История дома, где в блокаду были тонны запасов, а сотрудники погибали от голода

Здравствуйте, друзья! Перед вами очень необычный дом с очень интересной историей. И этой историей я сегодня хочу с вами поделится. В восемнадцатом веке на этих территориях находились торговые лавки. Как и было принято в Петербурге тех времен, участки покупали, перекупали, продавали, они постоянно меняли владельцев и к 1830-м годам здесь появляется дом, которым владел статский советник Феопент Афанасьевич Гунаропуло. А совсем рядом с его домом в 1831 году Николай I решает построить дворец своей дочери, Марии Николаевне. Помните, мы писали о нем? Феопент Афанасьевич сразу же решил подсуетиться и переделать свой дом в более современный и комфортный. Т.к. стоимость квартир рядом с дворцом Марии Николаевны обещала быть баснословно высокой и сулила огромные доходы. Но у Николая I были свои представления о том, какие здания должны находиться возле дворца дочери. И участок вместе с домом Феопонта выкупается за счет казны. Феопонт хотел за свой участок 300.000, но получил всего 99.939 руб. И ни

Здравствуйте, друзья!

Перед вами очень необычный дом с очень интересной историей.

Институт растениеводства. Фотография автора.
Институт растениеводства. Фотография автора.

И этой историей я сегодня хочу с вами поделится.

В восемнадцатом веке на этих территориях находились торговые лавки.

Как и было принято в Петербурге тех времен, участки покупали, перекупали, продавали, они постоянно меняли владельцев и к 1830-м годам здесь появляется дом, которым владел статский советник Феопент Афанасьевич Гунаропуло.

А совсем рядом с его домом в 1831 году Николай I решает построить дворец своей дочери, Марии Николаевне. Помните, мы писали о нем?

Феопент Афанасьевич сразу же решил подсуетиться и переделать свой дом в более современный и комфортный. Т.к. стоимость квартир рядом с дворцом Марии Николаевны обещала быть баснословно высокой и сулила огромные доходы.

Но у Николая I были свои представления о том, какие здания должны находиться возле дворца дочери. И участок вместе с домом Феопонта выкупается за счет казны. Феопонт хотел за свой участок 300.000, но получил всего 99.939 руб. И ни копейкой больше.

А чуть поззе под надзором архитектора Николая Ефимовича Ефимова начинается строительство здания в уже привычном нам виде.

Проект здания Николая Ефимовича. Чертеж из интернета.
Проект здания Николая Ефимовича. Чертеж из интернета.

Называли его тогда "Министерство казенных имуществ", а в 1894 году контора, занимающая здание, стала называться "Министерство земледелия и государственных имуществ".

И уже после революции в 1922 году здесь был создан институт опытной агрономии. Страна катастрофически нуждалась в высокоурожайных семенах и новых прогрессивных аграрных решениях.

И к начало Великой Отечественной Войны здесь скопилась невероятно огромная коллекция семян. Семенной фонд имени Вавилова.

Институт растениеводства. Фотография автора.
Институт растениеводства. Фотография автора.

Этот фонд состоял из более чем 320.000 видов самых разнообразных семян. Вы только вдумайтесь! Более 320.000 тысяч! Тонны и тонны продовольствия. Это были уникальные семена, которые было необходимо сохранить любой ценой.

Я даже больше скажу - Гитлером было создано специальное подразделение СС для захвата этой коллекции. И по мере приближения к Ленинграду, небольшие фонды захватить им удалось. Но основной фонд находился именно в Ленинграде.

И этот фонд им не то, что не достался, но сотрудники ВИРа сумели его сохранить.

В самом прямом смысле слова, умирая от голода на рабочих местах, с орехами и зернами в руках, Герои просто выполняли свою работу.

Сохраняли семенной фонд. Умирали от голода (сотрудники института находились в таком же положении по обеспечению, как и все остальные Ленинградцы. Без привилегий). Вот имена тех, кто погиб от истощения прямо на своем рабочем месте (фактически, работая с едой):

Александр Гаврилович Щукин (1883-1941 гг) — хранитель отдела технических и кормовых культур. 27 ноября 1941 года за столом своего кабинета заставленного образцами орехов скончался от дистрофии и истощения.

Дмитрий Сергеевич Иванов (1887-1942 гг) — заведующий отделом крупяных культур. 9 января 1942 года скончался в кабинете, где хранились десятки килограмм кукурузы, риса, гречихи, проса и многих других.

Георгий Викторович Гейнц - умирает в институте от голода в феврале 1942 года.

Иван Сергеевич Бажанов - 9 декабря 1941 г умер от голода.

Андрей Иванович Байков - в 1942 г скончался от дистрофии.

Елизавета Николаевна Войко - 23 ноября 1942 г. умерла от голода.

Николай Николаевич Лихвонен - в начале 1942 года умер от истощения.

Александр Яковлевич Молибога - 12 января 1942 года скончался от голода.

Николай Петрович Леонтьевский - 3 января 1942 года умер от истощения.

Георгий Карлович Крейер - 12 февраля 1942 года на рабочем месте скончался от дистрофии.

Анисия Ивановна Мальгина - В начале 1942 умерла от голода.

Григорий Александрович Рубцов - весною 1942 года скончался от дистрофии по дороге из блокадного Ленинграда.

Уверен, многие из вас слышали эту невероятную историю мужества. Но, считаю, что совсем не лишним будет об этом вспомнить еще раз. Такие подвиги забывать нельзя. И рад, если кто-то из нашего блога об этой истории узнает впервые.

Кстати, уверен, что многие из вас видели легендарные фотографии уборки урожая возле Исаакиевского собора?

Уборка урожая в блокаду. Фотография из интернета.
Уборка урожая в блокаду. Фотография из интернета.

Так вот это как раз-таки тот самый невидимый результат деятельности сотрудников Всесоюзного института растениеводства.

Та работа, что остается в тени. Люди работали, проводили исследования, отбирали семена и погибали от голода сами для того, чтобы в блокадном Ленинграде, в городских скверах и парках были вот такие вот высокие урожаи, которые спасут тысячи и тысячи жизней.

Всем хорошего настроения, оставляйте лайк и до встречи вечером!

---------------------------------

Ознакомиться с нашими экскурсиями, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:

Стоимость и описание экскурсий