«Обо всём этом» - это о современном отечественном балете. Точнее, о балете в Большом. А ещё более точно, о готовившемся, но так и не попавшем – пока – в репертуар балете «Нуреев».
Предыстория этой публикации на нашем канале такова.
В общем чате группы столичных жителей появилась публикация из «живого журнала», рассказывающая о подготовленной, но отменённой постановке в Большом театре балета «Нуреев».
Из неё я узнал, что ещё в декабре 2017 года было принято руководством с подачи художественного совета театра – не думал, что таковые ещё существуют в театрах – решение о не включении в репертуар Большого нового балета, поставленного скандально известным режиссёром Кириллом Серебренниковым.
Но об этом «запрещённом» балете вновь заговорили в мае 2022 года.
Так в чём кроются корни конфликта?
Передам его суть, используя материал, найденный в рунете.
Итак, из публикации от мая 2022 года узнаЮ, что
«Большой театр не подтвердил снятие с репертуара балета Кирилла Серебренникова «Нуреев».
В начале мая Большой театр отменил намеченные показы без объяснения причин.
Руководство Государственного академического Большого театра (ГАБТ) не издавало приказа об исключении из репертуара балета «Нуреев» композитора Ильи Демуцкого, режиссером которого является Кирилл Серебренников, сообщили РБК в пресс-службе театра.
Режиссер постановки Кирилл Серебренников в апреле публиковал в соцсетях фото из Европы.
Художественный совет театра принял решение окончательно отказаться от показа спектакля, поскольку режиссёр Кирилл Серебренников не выходит на контакт.
Постановка готовилась на сцене Большого театра благодаря личной поддержке и содействию миллиардера Романа Абрамовича и банкира Андрея Костина, несмотря на большой общественный резонанс и то, что противники спектакля заявили о наличии в «Нурееве» аморальных сцен".
«Приказа по театру о том, что постановка снята с репертуара, нет», — заявили представители ГАБТ.
Отмена показов была встречена истерикой со стороны «прогрессивной интеллигенции».
Из комментариев в Telegram-канале театра:
"Почему отменили накануне показа? Люди ждали именно эти спектакли, охотились за билетами, все билеты задолго до даты были раскуплены. Какое безобразие!!!".
"Какой кошмар! Я ждала Нуреева 3 года! Мне не нужен Спартак!".
Так чего ж так ждали страстные любители искусства балета?
Возможно вот этого?
Рассказывают, что эту фотографию режиссер Кирилл Серебренников намеревался использовать в качестве сценического задника для провокационного балета "Нуреев" в Большом государственном театре России. Хотя, есть сведения, что сам
Рудольф Нуреев еще при жизни запретил где-либо публиковать то самое фото, которым Серебренников собирался эпатировать зрителей...
Поистине «великое искусство», достойное сцены Большого театра, «главного» театра страны.
Но на премьерном показе, балета, который всё же состоялся, зрители, видевшие эту постановку, высоко оценили её.
Но об оценках несколько позже, сначала считаю нужным назвать «избранных» зрителей, увидевших тот балетный спектакль.
Напомним, что премьера балета "Нуреев" состоялась 9 декабря 2017 года на Исторической сцене Большого театра.
Среди почётных гостей замечены Абрамович (главспонсор), Фридман, Мордашов, Чемезов, Миллер, Дюков, Куснирович, брат и сестра Прохоровы, Песков со своей Навкой, Кудрин, Эрнст, Познер, Ургант, Собчак, Литвинова, Дапкунайте, Раппопорт, Пересильд, Чурикова, Верник, Виктюк, Капков, Карасин, Тарпищев, Зыгарь, Ремчуков, Роднянский, Улицкая, Долецкая, Добровинский, разнообразные правительственные чиновники и депутаты, банкиры и светские львицы...
А теперь оценки увиденного на сцене Большого.
Двадцатиминутный гром оваций. Бесконечные крики: "Браво!"
Актёры выходили на поклон в майках со светлым ликом Киры Серебренникова и призывом "Свободу режиссёру" (вновь бурные овации, крики: "Браво, Кирилл!"), элитка охотно солидаризировалась с заднеприводными оппами. Трогательное единство.
"Премьера «Нуреева» в Большом. Весь бомонд, чиновники, бизнесмены. Все кричат «браво». Ставят хэштеги и чекинятся", - писала Ксения Собчак. "Актуальный, настоящий современный балет", - объявил Алексей Кудрин.
"Это выдающийся балет", - подчеркнул Владимир Познер.
"С точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие", - восторгался в интервью ТАСС президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков. "Рекомендую! Это стоит посмотреть. Больше того, скажу: это должен видеть весь мир", - вторила ему супруга Татьяна Навка, добавив в соцсетях хэштеги в поддержку Серебренникова "кириллсеребренников" и "гений". (Алексей Иванов).
В отличие от автора предыдущей цитаты Георгий Бовт — "российский политолог, кандидат исторических наук, журналист, сопредседатель партии «Правое дело» (2008—2011), член совета Партии роста (с 2016 года)" – иначе оценивает и сам балет, и действия по его недопущению на сцену Большого. Оценивает с неприкрытой иронией, вспоминая и
всемогущего, хотя и малообразованного (скажем еще откровеннее – малограмотного) министра культуры СССР Екатерину Фурцеву
и то, что сам
товарищ Сталин курировал театр и весь его репертуар, сравнивая труппу Большого с военными дивизиями – по степени влияния на зарубежную аудиторию.
Что касается образованности Фурцевой, то замечу: её тёзка Екатерина Великая, помнится, тоже университетов не кончала. Правда, не слишком почитаю советскую Екатерину за поддержку Хрущёва, которая помешала его вовремя убрать из политики.
Но зато, при том министре культуры у нас была великая культура, великое искусство и всё то, за что она отвечала.
Поискал в рунете цитату из Сталина, сравнивающую труппу Большого театра с военными дивизиями. Не нашёл. Поисковик находит либо труппу, либо дивизии, а вместе – никак. Но, похоже, у кандидата исторических наук – свои источники. Или журналюгская тяга на «жареное» и «клубничку» пересилила?..
Бовт излагает свою версию поведения руководства Большого, попутно рассказывая о наиболее скандальных моментах постановки скандального режиссёра
Нынешний директор Большого Владимир Урин принял решение буквально «в последнюю минуту». Серебренников с официальной версией отмены премьеры («спектакль не готов») не спорит. И по-человечески это понятно: Урин был одним из первых, кто вступился за Серебренникова, когда в руководимом тем «Гоголь-центре» провели обыск, а против коллег режиссера завели уголовное дело по обвинению в растрате бюджетных средств. Причем Урин заступался лично перед Владимиром Путиным, написав ему письмо-обращение. Это был смелый поступок.
(Это ж надо, как и в чём нынче проявляется смелость – прим. автора).
А теперь представьте себе действо: в спектакле «Нуреев» мужчины кордебалета танцуют в колготках и на высоких (женских) каблуках. Помимо «танцев трансвеститов» (это тоже имелось) сквозь спектакль проходит тема однополой любви Рудольфа Нуреева, сбежавшего в 1961 году в Париж после гастролей Кировского театра (ныне Мариинский), чуть ли не перепрыгнув через турникеты в аэропорту (тема турникетов как «символов несвободы» тоже обыграна) к датскому танцовщику-гомосексуалисту Эрику Бруну.
Но не только это представьте. Дополню не сказанное г-ном Бовтом, но отмеченное другими людьми, находящимися в теме.
“Да, все мы были, мягко говоря, шокированы, когда открывается занавес и перед нами в полный рост предстает на заднике фотография абсолютно голого Нуреева с большим фаллосом. Далее последовала «немая сцена» — и Урин сразу же куда-то исчез, затем вернулся. Видимо, звонил кому-то…
Так что мат на английском языке, которым ругается Нуреев на танцовщиков в одной из сцен, это еще цветочки, рассказывает мне одна из очевидцев генпрогона, старейшая работница театра.
“Еще там возникла ситуация у исполнителей роли Нуреева с составами. Составы поменяли, и Артем Овчаренко, который должен был танцевать Нуреева в первом составе, вдруг оказался во втором. А он на Нуреева внешне очень похож, недавно снялся в роли Нуреева в фильме Би-би-си…
Так вот оказалось, что он отказался обнажаться на сцене и решил играть сцену с Ричардом Аведоном, всемирно известным фотографом, который действительно заснял Нуреева совершенно голым (его-то фотография так и ошарашила вначале), в трусах. А Владислав Лантратов решил неукоснительно следовать указаниям режиссера, и поэтому его переставили в первый состав…
А вообще отказались участвовать в спектакле двое танцовщиков, которым досталась роль Эрика Бруна, знаменитого датского танцовщика и интимного друга Нуреева, которого связывали на протяжении многих лет с Рудольфом весьма непростые отношения. Последним, за несколько дней до премьеры, от роли отказался Денис Родькин.
Кроме того, в спектакль пригласили выступать настоящих стриптизеров, потому что эти роли не согласились играть наши мальчики из кордебалета… Была такая история… А еще искали арфиста — именно мужчину, а это большая редкость. Так что там педалируется эта тема.
И всё это, напоминаю, происходит в Большом театре. Будет артист танцевать главную роль или нет, зависит от того, снимет он трусы на сцене либо откажется. Дожили…
А «избранные» зрители восторгаются…
Видать, они давно не были в общественной бане. Там голых мужиков со всевозможными причиндалами (в женском отделении – баб) предостаточно. И переплачивать за билет не надо.
Но, по-моему, самый профессиональный и грамотный комментарий истории со скандальной, провокационной постановкой дал журналисту из «МК» «человек, знавший Нуреева лично», который рассказал:
— В театре говорят, что в процессе репетиций и прогонов кто-то снимал и сливал самые откровенные эпизоды спектакля министру культуры, и тот приказал немедленно все прекратить. А сделано это было будто бы, чтобы убрать Урина с должности. Ведь ему контракт-то, говорят, на словах только продлили, а на бумаге ничего пока нет…
Поэтому Урин может со своего поста слететь и по одной простой причине: ведь истрачены на спектакль бешеные деньги — говорят, более двух с половиной миллионов долларов. А спектакль не выпущен, и он, естественно, теперь уже не выпустит. Еще до этого провалилась опера «Снегурочка». То есть одна за другой такие лажи…
На минуту прерву старожила и знатока балета Большого.
Обращаю внимание, что «более двух с половиной миллионов долларов», по нынешнему курсу – это около 190 млн. рублей. Им более полезное применение можно было бы найти.
Хотя вряд ли спонсоры на более полезные дела дали бы денег. Или деньги из бюджета?
А сейчас очень модно спрашивать вопросом нашего президента: «Зин, а деньги где?» Ни денег, ни премьеры… Вы меня, конечно, извините, но они умудрились вот эту скандальную и всем известную фотографию с членом, которая у меня есть еще с 70-х годов, а точнее, право на ее использование, купить за бешеные деньги, чуть не за триста тысяч долларов!
Кроме всего прочего там невероятные костюмы! Какая-то шуба для исполнителя главной роли, вроде соболья. У Нуреева действительно такая была — с ней есть похожая нуреевская фотография. Так они купили её по слухам за триста пятьдесят тысяч евро. Потом, они заплатили бешеные гонорары и хореографу (Юрию Посохову), и постановщику (Кириллу Серебренникову), и композитору (Илье Демуцкому)…
А они не имеют права им не заплатить, потому что нравится спектакль или нет, но они свою работу сделали. Да и вообще, там говорят, что помимо этой шубы и нуреевского роскошного халата, такое количество костюмов дорогущих! Так что все понимают «что», «почему», «отчего» и как это все будет.
— А до меня дошла такая информация из недр Министерства культуры, что будто бы Мединский ничего не знал об этой ситуации и этот скандал для него полная неожиданность. Да и артисты некоторые говорят, что спектакль действительно «сырой» и «показывать там нечего».
— Теперь же ни у кого правды не узнаешь. Но вообще я считаю идиотизмом идею постановки такого балета по той простой причине, что Рудик практически наш современник. Потому что еще живы люди (и их немало), которые его видели живым на сцене, в том числе и я.
Так что люди про него все знают, и я не считаю, что на сегодняшний день он та фигура, о которой можно ставить такой полнометражный спектакль.
— Почему? Легендарная, во многом трагическая фигура, такие привлекают художников.
— Рудик не обладал, скажем так, техническим совершенством, и мы все это прекрасно видели. Он сложен был хорошо, но были сложены танцовщики и лучше его, как, например, Вахтанг Чабукиани. Но в чем была вся прелесть? От него шла совершенно звериная, неимоверная (хотя по тем временам не было таких слов) энергетика, вперемешку с эротикой!
Она от него даже от старого шла, когда он уже приехал полуразваленный танцевать «Сильфиду» в Мариинский театр с Жанной Аюповой. Ни один сегодняшний танцовщик не может сегодня даже на миллионную какую-то часть приблизиться к его образу.
— Но при этом в Парижской опере, балет которой он возглавлял почти 8 лет, его имя свято, редакции балетов, поставленные им, неприкосновенны, его именем назван один из репетиционных залов. А сколько его биографий в мире издано! Только у нас переведено четыре или пять! Он почти сравнялся с богом танца Нижинским!
— Ну, если решили ставить, то всем же было понятно, что Серебренников гейскую тему будет педалировать. Это понятно по другим его спектаклям. И зачем делать балет на Исторической сцене? Есть же Новая, делайте там, что хотите! Зачем вы делаете такую провокацию на Исторической?
Я не ханжа, я сам гей, что там скрывать, но я совершенно не собираюсь выходить на гей-парад и кому-то там моргать! Дело не в этом. Но как можно себе представить, что поднимается занавес Большой сцены Большого театра, где пел Шаляпин, где танцевала Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Майя Плисецкая, Владимир Васильев… И во всю сцену весит портрет голого Нуреева с членом до колен.
Я уже не говорю, что мужики на каблуках, трансвеститы бегают в «Булонском лесу». И если мы выпускаем на сцену артистов в зависимости от того, согласен он выйти с голым залом или нет, как это произошло с Овчаренко и Лантратовым, куда вообще дальше идти.
— Но мы же с вами премьеру не смотрели, только по записям и по обрывкам судим. А вообще, если все в спектакле заменить, это же будет уже не «Нуреев». Как показать Нуреева без секса, без обнаженного тела, без любовников? Тогда это будет не Нуреев…
— Когда на одном из конкурсов балета, я помню, обсуждали, что если бы балерине-финалистке да руки другой, Майя Плисецкая резюмировала: «Если бы у бабушки был член, то она бы была уже не бабушкой, а дедушкой!» Поэтому лучше бы не браться за эту тему.
А вообще я помню, как Майя Михайловна до последнего боролась, например, за «Болеро». Ей за час до начала Брежнев лично разрешение дал.
Сейчас таких артистов уже нет. Эти за спектакль бороться не будут. И режиссеры не будут. Написали в Инстаграм, вот вам и вся песня!
Кому-то из читателей не понравятся слишком большие цитаты. Но без них в «творческой кухне» Большого не разобраться.
Выскажу своё мнение о происходящем там. Точнее, о том, что следовало бы сделать, чтобы положить конец творящемуся непотребству. А ещё лучше – во всей отечественной культуре.
Необходимо на место министра культуры поставить человека, знающего дело изнутри, зарекомендовавшего себя болеющим за дело человеком, показавшим умение наладить дело. Лучшей фигуры, чем Николай Цискаридзе на роль министра культуры с совмещением её с постом директора Большого театра, не вижу.
А теперь переходим к заявленной в названии теме.
Навести порядок не только в Большом, но и во всей отрасли культуры по силу президенту государства.
Кто-то посетует, что у него на всё времени не хватает.
Возможно, но у другого руководителя государства времени хватало на всё. Сталин знал по именам не только всех наркомов, но и директоров крупных предприятий, военачальников, конструкторов, писателей, композиторов, актёров…
И тут опять без цитаты не обойтись.
То, что Сталин искренне любил театр, особенно оперу, признают даже самые злейшие недоброжелатели вождя. Вот что пишет, например, диссидент-музыковед Соломон Волков: «Интерес Сталина к классической музыке был неподдельным. Он слушал ее часто и с видимым наслаждением. Это были в первую очередь русские оперы и балеты — Чайковский, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, в меньшей степени Мусоргский. Но к числу фаворитов Сталина относились также Бизе, Верди».
А в праздничный концерт, посвященный принятию новой Конституции 1936 года, вождь лично включил часть Девятой симфонии Бетховена (хор «К радости»).
А уж нынешний президентский пресс-секретарь - это нечто...
Не слышал, чтобы у Сталина был пресс-секретарь. Просто секретарь был. А подобного нынешнему он, предполагаю, давно бы выгнал. В лучшем случае.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.