В Нотр Дамм де Пари мы отправились в день католического Рождества, когда там проходила служба (см. видео по ссылке .https://dzen.ru/video/watch/640f7c750063792563c5b686). Когда мы подошли к месту, то обнаружили довольно приличную очередь для входа внутрь. Пока жена сохраняла наше место в очереди, я прошёлся по площади Иоанна Павла II, которая располагается прямо перед главным фасадом собора. Здесь, ближе к реке Сена, установлен памятник Карлу Великому (несмотря на то, что он в Париже был всего дважды) и расположен сквер его имени.
Памятник выполнен в 1877 году скульпторами Шарлем и Луи Роше и представляет собой археологически точное произведение: одежда, сбруя коня - всё воспроизведено исторически скрупулезно. Это же относится и к рыцарям Карла - Роланду и Оливье, пешие фигуры которых стоят рядом с конным императором. Более того, меч Роланда - Дюрандаль - точно скопирован с оригинала, хранящегося в Мадриде.
Здесь же, на площади, ближе к собору была установлена большая телевизионная панель, по которой транслировалась, проходившая в это время в храме, рождественская служба.
Пока мы стояли в очереди, мимо нас проехал кортеж Санта Клауса в сопровождении полицейских на мотоциклах, что, естественно, привлекло внимание всех присутствовавших на площади людей (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/640f56cd3edde07f9f9cfdbc).
Строительство Собора Парижской Богоматери началось по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли на том самом месте, где древние римляне когда-то построили храм Юпитера, и длилось в период с 1163 по 1345 годы. Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год. Собор Парижской Богоматери - величественное здание длиной 130 м, шириной 48 м и высотой 35 м. Высота колокольни 69 м.
Судьба храма находилась на краю гибели во времена Великой Французской революции. В 1793 году по решению Конвента, что "все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли", по приказу Робеспьера были обезглавлены монархи, выстроившиеся в галерее и представляющие царей Ветхого Завета. Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.
В 1802 году Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок. Им стал роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 году. Его бешеный успех (наряду с самокоронованием Наполеона в его стенах несколькими годами ранее) подтолкнул французское правительство к финансированию реставрации собора. Популярность романа Гюго — главная причина, по которой собор стоит до сих пор. В середине XIX столетия ансамбль был восстановлен.
Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо. На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации. Рассмотрим внешний вид собора. Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия.
Скульптурное оформление центрального входа рассказывает историю Страшного суда с главным судьей - Иисусом Христом. Под ним - встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа - грешники, увлекаемые Дьяволом в Ад, по правую - праведники, идущие в Рай.
Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону.
Ещё несколько моих фотографий со скульптурными изображениями на порталах собора и главного фасада.
Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время Великой французской революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.
Выше находится большая западная роза ветров. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом - 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей. В центре расположена фигура Богоматери с младенцем.
Огромные двери украшены коваными рельефами. Поражает мастерство затейливых узоров, переплетенных в волшебную композицию.
В завершение первой главы о Соборе Парижской Богоматери ещё пара фотографий.
Продолжение следует... . Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.