Найти тему

Как правильно предостеречь ребёнка от опасности: скрытое послание

Ребенок активно познает мир, и родители часто вынуждены не менее активно участвовать в этом процессе.

Как правило, это участие выражается в подаче команд: туда не лезь, сюда не ходи, это не бери. Все правильно. Ребенок должен знать правила и понимать опасности. Но правильно ли у него формируется это понимание? Давайте задумаемся.🤔

Представьте ситуацию. Мама с ребенком идут по тротуару. Ребенок забежал вперед, а там проезжая часть. Мама кричит: «Не ходи на дорогу!» или «Стой! Машина!» Часто эти команды подаются с легким напряжением в голосе.

Какое СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ при этом получает ребенок?

В первом случае: мама опять мне что-то запрещает.

Во втором: машина – это что-то опасное, ее надо бояться.

Одна моя знакомая мамаша кричала 5-ти летнему сыну во дворе: «Миша! Уходи с дороги! Справа едет красная машина!». Только что марку и номер не называла.😏

-2

А Миша испуганно останавливался и пытался найти глазами то самое право и красную машину. После чего рассерженная мамаша подбегала и с бранью оттаскивала ребенка с дороги. При этом она каждый день с милой улыбкой повторяла: «Он у меня такой рассеянный». И, казалось, что эта черта характера сына ей очень нравится. Конечно! Она же сама ее в нем взрастила, каждый день подробно описывая ему, что с ним происходит, защищая от опасностей, главная из которой – дети в песочнице, но об этом в другой раз.🙄

Так вот. Если учесть, что ребенок воспринимает мир непосредственно и слышит именно то, что вы ему говорите, а не то, что вы под этим подразумеваете, мы должны хорошо подумать, прежде чем открывать рот.

А подумать вот над чем: какое понимание опасности мы хотим сформировать?

Вернемся к примеру с машиной и ответим на вопрос: чего мама хотела от ребенка?

Я думаю, в большинстве случаев мамы хотят оградить ребенка от опасности. Но у нас с вами другая задача.☝

Мы хотим сформировать у ребенка ПОНИМАНИЕ, что машина может быть опасна и ЗНАНИЕ, как действовать, чтобы этой опасности избежать.

При этом мы должны учесть, что ребенок лучше воспринимает то, что ему интересно в данный момент.

Итак, наша задача: заинтересовать, предостеречь, объяснить.

Со своей 4-х летней дочерью я проделывала это так. Когда впереди показывалась дорога, я подзывала ее, чтобы предупредить: «Будь внимательна. Впереди дорога. Остановись перед ней и подожди меня. Дорогу нужно переходить за руку со взрослым».

-3

Давайте проанализируем, какое СКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ получила от меня дочь.

✔ Во-первых, она почувствовала уважение и мое расположение к ней.

✔ Во-вторых, получила информацию об опасности.

✔ В-третьих, у нее должно было возникнуть как минимум два вопроса: почему дорога грозит опасностью? и почему ее нужно переходить за руку со взрослым?

Эти вопросы мы и обсуждали с ней после того как перешли дорогу. Дочка с интересом слушала мой рассказ о правилах поведения пешеходов на проезжей части.🧐

Всегда ловите момент, чтобы поговорить с детьми о важном. Такой живой воспитательный процесс оказывается самым действенным и эффективным.

Задавайте мне вопросы о воспитании и отношениях с детьми.

Буду рада поделиться опытом, дать совет и помочь создать для вашего ребёнка эффективную систему воспитания.