Кажется, что проектное управление и процесс создания кинокартины очень похожие друг на друга процессы. В целом, это так, хотя и есть всё же свои особенности.
В-первую очередь, их объединяет системный подход.
Есть такая известная фраза «Кино – это движущиеся картинки». История кино показывает, насколько эти картинки с каждым годом становятся сложнее. В последнее десятилетие особенно быстро в процесс создания кино стали интегрироваться цифровые технологии. Вот уже любой блокбастер на 70 % состоит из графики. А ведь когда-то кино было немым и черно-белым…
Продукты экранного искусства становятся год от года сложнее, объёмнее, дороже. Раньше я думал, что цифровые технологии значительно облегчат и ускорят создание кино. Но на деле всё не так оказалось однозначно. Цифровой формат стал менять многие процессы кинопроизводства, плодить избыточную массу материалов. Значительно повысилось время их сортировки и обработки. К тому же возникла значительная проблема хранения материалов таких гигантских проектов. И главное, на выходе продукт стал становиться более вариативным, и зачастую с менее предсказуемым результатом.
Процессы создания кино сами по себе являются сложными - их много, часто они зависят от личной компетенции. Поэтому в них много субъективных оценок. Кино, как искусство, - товар штучный, и практически ручной работы.
Сложный продукт – это большое количество процессов – большое количество людей – большое количество мнений – и если нет системы управления, то очень плохо прогнозируемый результат.
Массовое, зрелищное кино создать не потрудившись невозможно.
Для создателей сам фильм, не является конечным результатом. Важным результатом является выручка от проката, в тех случаях, если кино коммерческое. В случае же фестивального направления фильмов – признание у экспертов и публики, ради которой делается кино.
Но как спроектировать успех в такой, казалось бы, не системной сфере?
В любом случае коммерческое это кино или же нет – главным мерилом является «зрительский успех». Количество людей, посмотревших картину. Просмотры, это то ради чего делается визуальное искусство.
Документальный или художественный продукт, но кино не делается для одного человека. Все люди очень разные, чтобы кино их объединило, оно должно быть проникновенным. Недаром режиссеров, нарекают исследователями человеческих душ.
Фактически, для того, чтобы получить зрительский успех необходимо последовательно запустить череду проектов исследований, анализов, разработки, создания и продвижения созданного материала. На языке проектной технологии – это программа проектов. По такой же системе разрабатываются космические программы полётов на другие планеты, ведь необходимо изначально решить массу задач с множеством неизвестных факторов.
Итак, реально приходим к выводам, что кинофильм – это всего лишь часть одного большого дела. И в этом случае кино является творческим продуктом – результатом, которым необходимо умело воспользоваться. И вот как раз здесь мы видим ещё одну составляющую – технология разработки творческого продукта, сплав двух, казалось бы, очень похожих и в то же время различающихся техник.
Можно ли программировать успех?
Да, программировать успех нужно. Успех необходимо сделать осязаемым для себя и четким в определении. Совершенно точно надо знать, чего необходимо достичь программой проектов при создании любого визуального материала. Да-да, именно, любого. Неважно, что вы запланировали: музыкальный клип, короткометражный фильм или полнометражный блокбастер с огромным объёмом графики.
Казалось бы что кино, сложный многогранный продукт. Как мы выяснили, это тонкое сплетение миллионов мыслей творческих людей, участвующих в этом...
Полную версию этой статьи, а также другие интересные статьи читайте в журнале Управление Проектами https://pmmagazine.ru/editions/1-2-2021/
Автор статьи:
Бехтерев Евгений Игоревич
Проектный менеджер с 1998 года. PME. Продюсер /кинематограф/анимация/реклама. Разработчик проектов в области медиа и IT. Разработчик специализированных автоматизированных и производственных систем