Найти в Дзене

Опыт мистического света в религиях, жизни и науке. Часть 4.

Часть 1, 2, 3 Часть 4. Околосмертный опыт и тибетский буддизм. Идеи мистического света обнаруживаются и в буддизме. Окончив проповедь, Будда говорит: «Я стал огнем и поднялся в воздух до высоты семи пальм». Когда Будда пребывает в самадхи «луч, называемый Украшение Света Знания, выходя из отверстия черепной выпуклости, колышется над его головой». Вот почему иконография представляет Будду с языками пламени, поднимающимся над головой и из плеч. Свечение здесь является признаком трансценденции и появляется, когда люди или божества достигают особого состояния единения с самим Бытием.  Особую роль мистический свет играет в Тибетской Книге Мёртвых («Бардо Тхёдол»). Все мы знаем истории об околосмертном опыте, в которых рассказывают о «свете в конце тоннеля», излучающем вселенскую безусловную любовь. Не каждый переживший такой опыт верующий или слышал что-то о том, что «Бог есть Свет». Поэтому можно предположить, что такое переживание имеет общечеловеческий характер. Тибетский буддизм назы

Часть 1, 2, 3

Часть 4. Околосмертный опыт и тибетский буддизм.

Картина художника Алекса Грея «Умирание»
Картина художника Алекса Грея «Умирание»

Идеи мистического света обнаруживаются и в буддизме. Окончив проповедь, Будда говорит: «Я стал огнем и поднялся в воздух до высоты семи пальм». Когда Будда пребывает в самадхи «луч, называемый Украшение Света Знания, выходя из отверстия черепной выпуклости, колышется над его головой». Вот почему иконография представляет Будду с языками пламени, поднимающимся над головой и из плеч. Свечение здесь является признаком трансценденции и появляется, когда люди или божества достигают особого состояния единения с самим Бытием. 

Особую роль мистический свет играет в Тибетской Книге Мёртвых («Бардо Тхёдол»).

Все мы знаем истории об околосмертном опыте, в которых рассказывают о «свете в конце тоннеля», излучающем вселенскую безусловную любовь. Не каждый переживший такой опыт верующий или слышал что-то о том, что «Бог есть Свет». Поэтому можно предположить, что такое переживание имеет общечеловеческий характер.

Тибетский буддизм называет это видение «Ясным Светом» и считает истинной природой всего, являющейся чистым пустым сознанием. Все люди на несколько мгновений сталкиваются с этим Ясным Светом в момент смерти; йоги переживают его во время самадхи, а Будды — непрерывно. 

Считается, что умирающий замечает свет, похожий на лунный, потом на солнечный, а затем погружается во тьму. Внезапно его пробуждает ослепительный свет. Это встреча со своим «Я», которое, согласно всеиндийской доктрине, есть в то же время высшая реальность — Бытие. В «Тибетской книге Мёртвых» этот свет описывается как «тонкий, искрящийся, сверкающий, ослепительный, торжествующий и устрашающий в своем великолепии».

На видео отрывок из фильма «Фонтан» реж. Даррена Аронофски

Различивший во время смерти Ясный Чистый Белый Свет достигает Нирваны. Если же этого не удаётся или умерший пугается сияющей Пустоты, то ему поочередно являются света разного цвета, представляющие различные проявления сознания. 

Не всегда загробный свет приятен. Вот как описывает свой опыт клинической смерти знаменитый британский философ-атеист Альфред Джулс Айер (1910–1989):

«Единственное воспоминание, связанное с моим умиранием, весьма ярко. Я увидел красный свет, яркий настолько, что на него было больно смотреть, так что я отвернулся. Я понимал, что этот свет правит вселенной. Два его служителя отвечали за пространство, но их не было рядом.

Весь этот опыт вполне мог быть галлюцинацией. Слабый довод в пользу его достоверности (объективной реальности) привела мать моей приятельницы, которая пережила остановку сердца. Когда дочь спросила ее, что она чувствовала, она ответила, что помнит только одно: надо держаться поближе к красному цвету.

Когда же я пришёл в себя, моими первыми словами было восклицание: "Вы все сошли с ума". Другие первые слова были: "Я был мёртв. Когда я в первый раз пытался перейти реку, у меня не получилось, но со второй попытки удалось. Это было невероятно. Мои мысли превратились в людей".»

Данная история поразительно напоминает описанное в Тибетской Книге Мёртвых «Бардо Тхёдол»:

«На четвертый день воссияет красный свет, и в тот же миг явится перед тобой Благословенный Амитабха из Царства Блаженства и его супруга Пандаравасини. От них придет к тебе красный свет восприятия в его исходной чистоте, придет мудрость распознавания, сияющая, украшенная кругами света, ясная, резкая и яркая, пронзит твое сердце, так что не смогут вынести глаза. Не бойся ее. В это же время воссияет мягкий желтый свет мира голодных духов. Ты испугаешься и устремишься прочь от красного света, но почувствуешь удовольствие и влечение к мягкому желтому свету. Не устрашись красного света, но познай его как мудрость. Пусть ум твой покоится в нем, расслабленный, бездеятельный. С верой и жаждой устремись к нему. Если ты познаешь его как твое же естественное сияние, все формы, краски и лучи нераздельно сольются с тобой, и ты достигнешь просветления».

Ещё более поразительно то, что будучи философом, Айер в размышлениях о своём опыте не вспомнил тибетский буддизм. По словам Марио Борегара — нейрофизиолога и автора книги «Научные битвы за душу» — Айер признавался своему врачу: «Я видел Божественную Сущность. Боюсь, мне придется переработать все мои книги и взгляды». 

Ничего подобного Айер не сделал, но незадолго до смерти признал философа-иезуита Фредерика Коплстона, с которым раньше спорил, своим ближайшим другом.

Продолжение (5) следует...

Начало: Часть 1, 2, 3

#околосмертныйопыт #мистическийопыт #книгамёртвых #тибетскийбуддизм #клиническаясмерть #просветление #пробуждение #загадкичеловечества #культурология #религиоведение