Найти в Дзене
Трещинки желтого дома

Коллеги говорили про нее - "странная". Мизофобия Ирины. Случай из психиатрической практики.

Навязчивый страх заболеть у Ирины начался в прошлом году, когда от болезни легких скончалась ее любимая бабушка. Ирина жила у "коки Марго" (так ее называли родственники), ухаживала за ней, следила за чистотой в квартире и - как будто не уследила. Где Маргарита Степановна подхватила вир-ус осталось загадкой. И умирала она тяжело и тревожно на глазах у мнительной девушки. Бабушку она не просто любила, а доверяла ей все свои девичьи секреты, включая и то, почему в свои 20 лет девушка не может ни с кем из мужчин познакомиться, вступить в романтическую близость. Как только она знакомилась и наступал момент некоего интима, в ее голове сигнальной лампой включалось: "Стоп! Там ви-рсы. Враги невидимые. Особенно на губах". И, как ошпаренная, убегала от дальнейших отношений. Про нее коллеги-бухгалтера говорили - "странная".

С родителями она порвала потому, что те как-то угнетающе для ее психики требовали семьи и ребенка, то есть внуков для себя. Требования высказывались в основном мамой не очень деликатно. Поэтому Ирина переехала к бабушке. А та умерла от пневмонии.

С похорон бабули прошло много времени, а Ирина не могла избавиться от навязчивого страха заразиться. Обратилась к врачу - дистанционно - ей предварительно поставили диагноз - мизофобия.

Мизофобия - это навязчивое состояние боязни грязи, которое проявляется постоянным мытьем рук. Это действие дает человеку, страдающему мизофобией, ощущение контроля над ситуацией, оно успокаивает и приносит временное облегчение.

Но преодолеть страх и пойти в диспансер на прием тогда Ирина так и не смогла.

Работала удаленно, с родителями после похорон бабушки и поминок связь не поддерживала. Поминки дались ей невероятно тяжело. Пришло много родственников, со всеми нужно было поговорить, выразить сочувствие, но главное - находиться рядом со скопищем чужих микробов. Ирина как будто видела, как на плечах и руках гостей сидят распространители инфекционных болезней.

"Мой день начинался с уборки и заканчивается уборкой. Генеральная была раз в неделю. Чистящие средства плюс антибактериальные я распространяла по всей квартире. Общалась ли я с людьми? Да. Только виртуально. Есть несколько знакомых из социальных сетей. Но чувствую — они потихоньку отдаляются, потому что я не хочу встречаться и постоянно поднимаю больную для меня тему - микроорганизмов".

Ирина выходила из дома в случае острой необходимости. Два или три раза в месяц. И всякий раз это сопровождалось строгими ритуалами. С помощью ритуалов ей удалось попасть на прием к врачу.

"Я настраивала себя. Как будто читала молитву. Или мантру. Говорила вслух: "Все будет хорошо, ты не умрешь, к тебе никто не прикоснется. Ты наденешь маску и пройдешь невидимкой рядом с людьми. Тебя никто не узнает, если скрестишь два пальца левой руки".

Это реально успокаивало, если повторять подряд полчаса. Желательно громко перед телевизором. После прогулки все свои вещи стирала с отбеливателем, потом отпаривала утюгом, помещала под ультрафиолетовую лампу. Поправляла предметы в квартире — я должна точно знать, что все на местах и чистое. "

До психиатра жизнь Ирины и ее ближайшего окружения была адом. Если она превозмогала страх и куда-то выходила, то потом ритуалы в полной мере уже не помогали, начинала ужасно болеть голова, внутри все колотилось и сжималось. Кажется, еще минута и она умрет как бабушка. Случались панические атаки. Дистанционная работа бухгалтером немного отвлекала, но навязчивый страх заразиться становился сильнее.

Когда Ирина поняла, что больше так жить не может, она преодолела страх и пришла лечиться. Наш профессор (заведующий женским отделением) провел с девушкой сеансы психотерапии. В отделении Ирина провела не больше недели, потом постоянно приходила на амбулаторный прием. Жизнь стала налаживаться.