Инженеры Новосибирского государственного технического университета НЭТИ создали имитационную модель для тяговых расчетов на участках железнодорожных путей — она поможет анализировать энергопотребление и модернизировать железнодорожную инфраструктуру.
«Мы сделали имитационную модель, которая позволяет выполнять тяговый расчет на участке железнодорожного пути. Данная математическая модель, с одной стороны, дублирует функционал известного среди железнодорожников программного комплекса КОРТЭС, разработки всероссийского НИИ железнодорожного транспорта. Но с другой стороны, в отличие от продукта КОРТЭС, который предназначен только для анализа энергопотребления на участке железнодорожной сети, наша модель позволяет проводить и анализ, и синтез системы электроснабжения. Можно модернизировать существующую инфраструктуру, добавлять туда различные объекты электроэнергетики, в том числе накопители энергии. Это позволяет рассматривать вопросы, связанные со вкладом систем накопления энергии (СНЭ) в общее энергопотребление на участке железнодорожного пути», — рассказал один из авторов модели, заведующий кафедрой электропривода и автоматизации промышленных установок Денис Котин.
По его словам, имитационная модель учитывает профиль железнодорожного пути, особенности ландшафта, параметры тяговых подстанций и контактной сети, а также технические характеристики локомотивов. Имитационная модель позволяет отслеживать режим работы электрооборудования при движении поезда из одной точки в другую.
«Работа проводилась в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований, которые мы выполняли в 2021 и 2022 году совместной командой ученых факультетов мехатроники и автоматизации и энергетики. В будущем пользователи могут выявить, какие энергетические ресурсы нужны грузовому электропоезду, чтобы пройти участок железнодорожного пути, с какой скоростью он пройдет этот участок. А РЖД смогут определить предельный временной интервал между железнодорожными составами на конкретном участке пути. Наша имитационная модель позволяет выявить, как СНЭ способна сократить время движения состава, а это значит, что специалисты РЖД смогут рассчитать и оптимизировать количество составов, курсирующих на участке пути», — добавил Денис Котин.
Тестирование имитационной модели проводилось на участке Западно-Сибирской железной дороги. Сейчас разработчики предлагают модель к внедрению в подразделениях РЖД.