В продолжение рассказа о духовных стихах стоит сказать ещё о древних носителях этой традиции- каликах перехожих.
⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱
Первые духовные стихи часто сочинялись на основе апокрифов, они же "отреченные сказания"(евангелия Петра, Никодима, Фомы и др.).
А если они имели книжные истоки, появляется вопрос: а кто же сочинял и исполнял эти песни? Ведь большинство крестьян в те времена были неграмотными.
Г.П.Федотов в книге "Русская народная вера по духовным стихам" делает такой вывод: «Авторами стихов должны были быть люди книжные, или хотя бы начитанные в церковной письменности. Если под народом понимать низшие культурные слои его, то слагатели духовных стихов принадлежат не к народу, а к полуинтеллигенции или к народной интеллигенции».
Этой «народной интеллигенцией», распространителями духовных стихов и русской религиозности были калики перехожие - паломники в Святую Землю. Традиции паломничества пришли на Русь с принятием христианства.
Калики, переходя с одного места на другое, переносили с собой разные вести, интересные истории, рассказывали о «чудесах», произошедших в Святой Земле, о «чудесных» исцелениях. И, конечно, они играли немаловажную роль в распространении христианства на Руси.
Самые древние, «былинные» духовные стихи рисуют перед нами богатырский образ древних калик. Так, стих «Сорок калик со каликою» из сборника Кирши Данилова рассказывает нам о жизненном укладе калик. Оказывается, это была настоящая община со своими порядками и обычаями. Исходя из свидетельств самого стиха, существовал некий институт каличества с выборным атаманом во главе:
Сорок калик со каликою
Становилися во единой круг,
Оне думали думушку единую,
А едину думушку крепкую;
Выбирали большего атамана
Молоды Касьяна, сына Михайлыча.
О богатырском образе древних калик пишет и И.И.Срезневский. Он пишет о том, что «крутились в каличье платье» и считали это за честь и Илья Муромец, и Алёша Попович, и Добрыня Никитич, и Михайло Потык. По его словам, переходничество калик было не следствием их нищеты, а следствием данного обета. Судя по всему, не были калики и нищими: как рассуждает Н.А.Федоровская в своей книге "Духовный стих в русской культуре", такие путешествия требовали немалых финансовых затрат, что делает невозможным хождение в Святые Земли простых крестьян. В подтверждение этому в одном из вариантов стиха «Сорок калик со каликою» из сборника П.А.Бессонова читаем:
Ходили калики перехожие из орды в орду,
Сорок калик со каликою.
Лапотики на ножиках у них были шелковые,
Подсумочки сшиты черна бархата,
Во руках были клюки кости рыбьея,
На головушках были шляпки земли греческой…
Из древнерусской литературы известно, что среди калик было много священнослужителей, монахов и даже святых: Дмитрий Прилуцкий, преп. Кирилл Новоезерский, монах Стефан Новгородец, игумен Даниил и др. В былинах говорится о том, что начинали свой путь калики из монастырей.
В первое столетие принятия христианства на Руси, помимо хождений в Святую Землю, они ещё выполняли и миссионерскую функцию. Очень логично предположить то, что именно они сочиняли духовные стихи. У них было образование, доступ к канонической и апокрифической литературе и они были заинтересованы в появлении и распространении духовных стихов. Скорее всего от них могли перенимать и развивать эту традицию крестьяне.
Интересную параллель между нашими каликами и европейскими рыцарскими орденами, появлявшимися в Европе примерно в то же время, что и калики на Руси, проводит И.А. Крылов. Калик перехожих он называет своеобразным «духовно-воинским братством».
В XVIII веке Пётр I пытался прекратить бродяжничество, приказывал монастырям строить богадельни, ловить слепых певцов. Это стало ударом по традиции каличества, подорвало их быт. Гонения повторились и в 50х годах XIX века. Всё это приводило в упадок традицию, всё меньше оставалось калик, знающих старинные былины и сказания.
В XIX веке, когда была начата запись и изучение духовных стихов, калики утратили свой былинный богатырский образ, превратившись в странствующих нищих, часто увечных и слепых с поводырём, ходящих небольшими группами, поющих духовные стихи эпического и лирико- эпического характера на папертях, городских площадях, и живущих подаянием.
Как пишет о них Л.Ф.Солощенко, они тоже объединялись в артели и имели своего «атамана», но это был скорее расчетливый человек, знавший лучшие места для сбора милостыни и «квалификацию» каждого исполнителя. О самих каликах нового времени она говорит, что вряд ли они, не читавшие книг и не знавшие церковного культа, могли быть творцами новых стихов, скорее «ревностными хранителями наследия». Всё, что, скорее всего принадлежит их авторству, по мнению Л.Ф.Солощенко, это непосредственно «нищенские» стихи (например, стих «А мы нищая-то братия»), или содержащие упоминания за здравие и за упокой, что пользовалось большим спросом в народе.
Несмотря на все произошедшие в XIX веке изменения с каликами перехожими, нельзя умалять их значение для русской культуры. Именно они были хранителями и сочинителями русских духовных стихов, поддерживали христианскую традицию милосердия на Руси, напоминали людям о Боге.
Репертуар калик позднего времени- это младшие духовные стихи— стихи нищей братии. Наиболее распространённые из них — Стих о Вознесении Христовом и стих о Лазаре, которые как бы обосновывают и прославляют образ жизни нищенствующих калик, и своеобразная «визитная карточка» профессиональных бродячих певцов Стих о нищей братии.
Практически все выдающиеся сказители: Т.Г. и И.Т.Рябинины, В.П.Щеголёнок, А.П.Сорокин, Г.Л.Крюков, А.М.Крюкова, И.А.Федосова, М.Д.Кривополенова, знали и исполняли духовные стихи. Свидетельства самих крестьян, полученные в экспедициях, говорят о том, что большинство стихов перенималось у старших или у калик. Так, крестьянка А.И.Шелоникова из Выгозера, сообщила: «Нищие приезжали из Каргополя. Милостины собирали. По фатерам ходят, сидят и поют. Вперед не проходят, на лавку сядут и поют. Старухи у них стихи перенимали».
Множество крестьян указывали, что стихи они или их родственники перенимали от калик, которые приходили в село и оставались у кого-то в доме на несколько дней. Со временем появился «переходный» тип исполнителей. Это полубродячие певцы, чаще всего нуждающиеся крестьяне, которые таким образом зарабатывали себе на хлеб. О таком типе исполнителей писал ещё П.Н.Рыбников.
Традиция бродячих певцов в России сохранялась вплоть до коллективизации 1920-30-х годов.
Давно минули времена калик перехожих, сначала - богатырей, «дородных
добрых молодцев», после нищих и слепцов, смягчавших своим пением сердца православных христиан.
Нам, современным людям, остался лишь поэтический образ когда-то живших на Русской земле «милосердных богатырей». И хотелось бы в заключение привести замечательную цитату И.Н.Заволоко, как нельзя лучше рисующую эту часть старинного русского быта и любовь народную к каликам:
«Исстари повелось, что народ свои думки душевные в стихи, в песню слагал. Себя радовал. А слагали эти песни калики убогие, что бродили по селам, в степях, по лесам, от цветущих степей докрай Севера, все бродили слепцы перехожие, правду Божию искали и тем людей поучали… И любил же народ певунов перехожих! Соберутся вокруг, и все слушают. А певцы им поют про дела стародавние. Как начали калики во Иерусалим нарежатися, как Христос дал им имя святое, чтоб его каждый час прославляли. Вот запели про время минувшее, как святые Борис-князь и Глеб были братом своим убиенны. Как Егорий святой на Руси в деле проповеди веры Христовой трудился…Отдыхает душа, мысли чище становятся, все мирское уносится прочь».
(Федоровская Н.А. "Духовный стих в русской культуре",
Буслаев Ф.И. "Народная поэзия. Исторические очерки" Спб, Федотов Г.П. "Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам"/М.: 1991г,
Петушкова А. Трансформация образа «калики перехожего» в Российской культуре.статья, "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым".М.:Издательство Академии Наук, Веселовский А.Н. "Разыскания в области русских духовных стихов". СПб, Солощенко Л.Ф."Голубиная книга : Русские народные духовные стихи XI-XIX вв."1991,
Срезневский И.И. "Русские калики древнего времени"1862 и т.д.)
⊰✫⊱─⊰✫⊱─⊰✫⊱
Снова и снова ловлю себя на том, что прослушивание духовных стихов производит на меня какое-то невероятное впечатление.
Хочется бросить всё, взять гусли и пойти по Руси, петь духовные стихи!
Правда, это быстро проходит. Наверное, не судьба. А может ещё надо дорасти.