Найти тему
Мото-теория

Как выбрать аккумулятор для мотоцикла

Оглавление

Речь идет о замене вышедшей из строя аккумуляторной батареи. И самый простой ответ на данный вопрос, наверное, может звучать так: какой аккумулятор работал на байке пока не потребовал замены, в точности такой же и возьмите.

Но данная статья не была бы написана, если бы все было так легко. Некоторые виды аккумуляторов могут просто отсутствовать в торговой сети, некоторые уже сняты с производства, а какую-то часть оригинальной продукции именитых фирм просто невозможно купить. К тому же, иногда может попасться такая «экзотика», которую продавцы АКБ никогда и не встречали. Не последнюю роль играет цена, случается, хочется приобрести что-то подоступнее.

Любая аккумуляторная батарея имеет рабочие характеристики. Где их посмотреть? Либо на этикетке на АКБ, которую собираемся заменить, либо в мануале к вашему байку.

Характеристики батареи можно разделить на три группы: электрические параметры, размеры и конструкционные особенности.

-2

Электрические параметры

1. Номинальное напряжение АКБ: 6 или 12 вольт (6В, 12V). Шестивольтовые аккумуляторы на современных байках практически не применяются;

2. Номинальная емкость в Ампер-часах (А*ч, Ah, A_h). Показывает количество энергии, которое аккумуляторная батарея теоретически может отдать при разряде со 100 до 0%.

АКБ чуть большей емкости установить можно. Она обеспечит большее количество запусков двигателя, если они последуют через небольшие промежутки времени без подзарядки батареи. Также бОльшая емкость аккумулятора может быть на руку, если отказал штатный генератор или его реле-регулятор – с неисправным генератором и батареей с бОльшим количеством Ампер-часов байк уедет дальше, чем если бы на нем стояла АКБ штатной емкости.

Сказки про то, что лишняя емкость батареи спалит стартер оставим на совести рассказчиков – закон Ома говорит о том, что ток, проходящий через стартер, от емкости АКБ не зависит. Но сжечь стартер все-таки можно, если неконтролируемо крутить им не запускающийся двигатель длительное время, ведь увеличенная емкость батареи это позволяет! Или двигаться «на стартере». Но сгорит он не от величины проходящего тока, а от перегрева при бездумной эксплуатации. Так же как и разговоры про то, что АКБ увеличенной емкости постоянно будет недозаряжена. Простите, сколько энергии взял стартер при запуске двигателя, столько в батарею и надо вернуть, при чем здесь ее емкость?

Об установке АКБ чуть большей емкости стоит подумать, если на вашем байке установлено дополнительное оборудование, получающее питание при неработающем двигателе, к примеру, мотосигнализация.

Поставить АКБ меньшей емкости тоже можно, но учитывайте, что запасенной в ней энергии может не хватить для нескольких следующих подряд запусков двигателя. Жизнь батареи из-за сильной «просадки» при пусках мотора может проходить в постоянно недозаряженном состоянии, а это путь к скорейшей ее смерти. То есть батарея меньшей, чем положено, емкости возможно и послужит без проблем, но не так долго по сравнению с АКБ с рекомендованными Ампер-часами. И, естественно, если байк нагружен дополнительным оборудованием, требующим электропитания (сигнализация, маяк, обогревы, подсветки и т.д.), батарея пониженной емкости к установке противопоказана.

Вот, собственно, и все электрические параметры, на которые следует ориентироваться при покупке новой АКБ. Именно так, например, написано в мануале к моему байку: «Capacity: 12V-6 Ah». И больше ничего.

Остальные параметры АКБ, на которые тоже рекомендуют обращать внимание:

Ток холодной прокрутки (ток холодного пуска) стартерной аккумуляторной батареи (ССА). Существует много стандартов его измерения, например, ССА (Cold Cranking Amps)/SAE (JS537) – американский стандарт, EN – Европейский стандарт, IEC – стандарт Международной электротехнической комиссии, DIN- немецкий, JIS – японский, вышеупомянутый ГОСТ - РФ, есть и другие. Почти во всех стандартах ССА характеризует способность батареи выдать ток большой силы будучи промороженной до -18°С. Часто запускаете мотор мотоцикла в такую погоду?

Показатель косвенно характеризует ЭДС батареи и ее внутренне сопротивление на морозе – это, собственно, конструкция батареи. И показатель особенно – внимание! – зависит от степени заряженности АКБ, а также ее «здоровья» - сколько батарея хранится, на сколько уже выражены в ее недрах процессы старения.

Почему же данный параметр указывают производители? Он важен при подборе АКБ для снегоходной техники, вот там пуск в мороз – дело обычное, и дополнительные амперы в ССА точно лишними не будут.

С20 – номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда, выражается в амперах. Ср – резервная емкость, это время разряда в минутах. Тоже характеризуют величину запасенных в батарее ампер и способность их отдавать. А значит снова - конструкцию, соответствие емкости заявленным величинам, степень заряженности и возраст.

Из двух АКБ выбрать батарею с большим С20 логично для владельца, у кого на железном коне установлено нештатное оборудование, питающееся от АКБ при неработающем моторе - чаще всего это мотосигнализация.

Размеры

Особенно касается мотоциклов, где конструкторы хитро запрятали АКБ среди других узлов и агрегатов. Основной принцип – батарея должна убраться на штатное место. Неверно, если батарея во что-то упирается, ложится на ребра жесткости, выпирает со своего места, ее невозможно зафиксировать. Как этого избежать?

1. С помощью линейки. Просто измеряем длину-ширину-высоту АКБ, которую хотим заменить, и покупаем таких же размеров;

2. «JIS-код». Это японские индустриальные стандарты (Japan Industrial Standards), аналог российского ГОСТ. Для АКБ используется номер стандарта JIS D 5301 «Lead-Acid Starter Batteries» - Стандарт для свинцово-кислотных стартерных батарей.

Номер стандарта батареи для мотоцикла может выглядеть, например, так: YTX5L-BS. Не будем останавливаться на том, как расшифровывается данное значение. Стоит только сказать, что в него «зашиты» и электроемкость аккумулятора, и его размеры. Однако электроемкость определяется не так, как на европейских и американских АКБ, это способность батареи отдавать ток при холодном запуске, она зависит от нескольких параметров. Нам это важно, поскольку у аккумуляторов с одинаковым JIS-обозначением может быть разная емкость. В приведенном примере (YTX5L-BS) размеры АКБ будут 114х71х106 мм, емкость 4 А*ч, а может быть 5 или 6 А*ч. Если на требующей замены АКБ указан JIS-код, берите новую с таким же кодом, но уточняйте у продавца ее емкость.

3. ETN – Европейский типовой номер. Набор из девяти цифр (выглядит, например, так: 506 014 005), в котором зашифрована вся информация об АКБ. Первая цифра скрывает информацию о номинальном напряжении батареи, вторая и третья цифра - емкость АКБ. Четвертая, пятая и шестая цифра – информация о конструктивном исполнении батареи, ее размерах, тип газоотвода, особенности крепления, виброустойчивость. В последние трех цифрах зашифрован ток холодной прокрутки.

Если вам известен ETN вашей батареи, на него тоже можно ориентироваться при выборе АКБ.

Иногда может случиться так, что новая батарея мала для штатного места. Вот так раз! И надежно зафиксировать ее предусмотренным конструкторами крепежом не получается, АКБ болтается. Так эксплуатировать батарею нежелательно – перемещаясь она может разбить штатное место, повредиться сама. Также возможно, что штатные провода, идущие к аккумулятору, со временем переломятся от постоянного сгибания-разгибания. Да и ощущать, что там внизу на каждом повороте что-то переваливается, не очень приятно.

Как решить проблему? Можно вырезать и подложить кусок резины, например, из старого автомобильного коврика.

Стрелкой показан кусок резины 120х100 мм, толщина 4 мм, вырезанный из старого автомобильного коврика. С ним АКБ зафиксировала в штатном месте очень надежно
Стрелкой показан кусок резины 120х100 мм, толщина 4 мм, вырезанный из старого автомобильного коврика. С ним АКБ зафиксировала в штатном месте очень надежно

Условно к размерам можно отнести варианты расположения полюсных выводов на АКБ. Кратко параметр называют «полярность». Полярность бывает прямая и обратная. Знать ее важно, поскольку при установке АКБ не той полярности может не хватить длины штатных проводов для ее подключения.

Как определить полярность? Поворачиваем АКБ полюсными выводами к себе (батарея как раз повернутся к вам основной наклейкой с логотипом и информацией). Если положительный вывод батареи оказался слева, значит полярность прямая, справа – обратная.

-4

Конструктивные особенности АКБ

Здесь речь вот о чем. Если на мотоцикле на штатном месте закрепленная батарея располагается крышкой строго вверх или с незначительным наклоном, то на такой байк можно устанавливать свинцово-кислотную АКБ с жидким электролитом. Если же конструктив мотоцикла такой, что батарея лежит на боку, стоит с сильным наклоном, или (как на моем железном коне) поставлена на торец, АКБ с жидким электролитом использовать категорически нельзя. Электролит, просто разольется, а это раствор серной кислоты!

В данном случае устанавливаем батарею со связанным электролитом. Такие свинцово-кислотные АКБ выпускаются по технологии AGM (электролитом пропитаны стекловолоконные маты-сепараторы) или GEL(электролит загущен силикагелем). Упоминание о применённой технологии есть на самой батарее или в ее нормативной документации. Также можно ориентировать на надпись «Sealed Lead-Acid Battery» - герметичная свинцово-кислотная батарея, электролит из такой АКБ точно не разольется. А еще вопрос можно решить применением литиевого аккумулятора – ему вообще все равно, в каком положении работать.

Сколько батарея хранится у продавца?

Или сколько времени прошло, пока АКБ не попала в данный магазин? Вопрос очень серьезный, поскольку эффективная работа и срок службы батареи зависит от того, сколько времени она хранилась до ввода в эксплуатацию. Процессы старения идут в аккумуляторе и во время его бездействия, не хотелось бы потратить деньги на АКБ, жить которой осталось не очень долго. ГОСТ предписывает: гарантийный срок хранения не залитых электролитом батарей должен быть не менее 24 месяцев. То есть он ограничен! В любом случае, чем «свежее» батарея, тем лучше.

В решении данного вопроса могла бы помочь информация о дате выпуска конкретной батареи. Но производители либо зашифровывают такую информацию, при чем каждый производитель по-своему, либо вообще не указывают, хотя ГОСТ на ее размещении однозначно настаивает. Здесь как повезет, сможете узнать дату выпуска, расшифровать ее - отлично! Не покупайте залитую батарею, если она уже хранится более года, а сухозаряженную - если более двух лет.

Если дата выпуска не известна, совет может быть один – покупайте АКБ в крупных специализированный магазинах. Там большой поток покупателей, товар постоянно обновляется и меньше вероятность, что вам подсунут залежалую батарею.

Всем удачи на дорогах!

Лайки, комменты и репосты приветствуются!

#замена АКБ мотоцикл; #аккумулятор мотоцикл; #как выбрать аккумулятор; #новый аккумулятор байк; #АКБ мото