#геостратегия
Разделение Британской Индии на преимущественно индуистскую Индию и исламский Пакистан («земля чистых / правоверных») в 1947 году была во многом спровоцирована британцами. Попытки построения изначально светского государства, где все общины и народы смогут договориться (мусульмане около трети населения), не была реализована из-за стремления к созданию отдельного государства «мусульманской нации». По прошествии семидесяти лет можно констатировать – самобытные и уникальные смыслы Пакистаном так и не были найдены, в основе всё также лежит создание культурной анти-Индии, с максимальным разрывом связей и противопоставлением.
Практически любое политическое действие рассматривается в Пакистане через призму отношения с восточным соседом. Любое реальное или мнимое ущемление интересов мусульман в Индии вызывает бурный всплеск негодования, словно всё так же живут вместе, подчеркивая вторичность. Пакистан является многонациональным государством, без однозначно доминирующего народа, любые попытки построения идентичности на основе национальности приведут к большим проблемам.
Для обособления от Индии использовался ислам (религиозная / региональная проектность), самой сильной внутренней силой стали «мусульманские националисты», взявшие контроль над армией. Схожим путём национального строительства пошли Малайзия и Индонезия (в меньшей степени), которые несколько столетий назад также были частью индийской культуры. Результат построения наднациональной идентичности в Пакистане получился откровенно слабым, неустойчивым, хрупким, национальные противоречия решаются с трудом.
Для построения устойчивого многонационального государства нужна сильная общая идентичность, что тождественно обретению имперских / сетевых традиций и смыслов. Важнейшим фактором устойчивости становится внутренний контроль над религиозным / идеологическим центром. Противостоять духовному и культурному влиянию арабов, на языке которых написан Коран, крайне сложно. В любой момент запускается идея построения Халифата и трудоемкий проект рушится. Стать центром Исламского мира Пакистану в ближайшие несколько поколений не грозит.
Для снижения арабского влияния иранцы подняли значимость несущественных догматических противоречий между шиитами и суннитами до принципиального, практически цивилизационного уровня. Если Пакистан хочет обретения долгосрочной самобытности, то ему необходимо создать: отдельное направление ислама, идеологический центр или продуктивную национальную идею, пока шансы на это малы.
Если бы несколько десятилетий назад Индия ослабила напряжение и начала активно изображать доброжелательность, желание договориться, сформировать единый блок, развивать торговлю и т.д., у Пакистана бы исчез важнейший элемент идентичности и единения, провоцируя внутренние конфликты на более высоком уровне. Сейчас ситуация изменилась – десятилетий на дружелюбие нет, Китай очень активно расширяет своё влияние, превращая Индию в полуэксклав.
И, да, красивой для Пакистана «мессианской идеей» было бы возвращение индоарийских народов к традиционным ценностям предков, отбросив культурное влияние покоренных дравидийских народов, т.е. индуизм…))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2532
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей