Прочитала новости о запрете съемки на уроках, вспомнила случаи из своей практики. Один из них прямо вызывает дрожь во мне и сейчас.
Но для начала справка: 80% учителей поддерживает инициативу Госдумы о запрете видеосъемки на уроках, среди родителей поддерживающих меньше - 52%. Преподавателям некомфортно вести уроки под камерами, дети тоже отвлекаются на них. Почти все в напряжении - это плохо сказывается на качестве урока и знаниях.
А вот родители с удовольствием бы посмотрели, как учитель ведет урок, особенно если на него жалуются дети. Одна моя коллега допускала нецензурные и оскорбительные высказывания в адрес учеников. Дети жаловались родителям, но доказательств у них не было, чтобы что-то предпринять против учителя. Кто-то из пап посоветовал ребенку включить камеру на телефоне и заснять учительницу, когда она будет ругаться. Мальчик так и сделал. Вот скандалу-то было потом! Учителю "влетело" от руководства, но его не уволили. Я также знаю, что некоторых детей из её класса перевели в другую школу.
Хоть я сама учитель, но в этой ситуации я встала на сторону родителей. Кому понравится, что чужой человек оскорбляет и словесно унижает твоего ребенка? А ведь есть учителя, которые ведут себя похуже, чем просто обзывают детей глупыми, они могут руки распускать, могут нарушать законы, этику, приличия, а ученики специально могут провоцировать педагога, выводить его из себя, доводить "до ручки". В данных ситуациях я очень даже ЗА разрешение съемки на уроках!
Есть ещё один случай из моей практики. В классе был ученик с девиантным поведением. Администрация школы игнорировала мои донесения. Когда от мальчика откровенно страдали одноклассники, родители сами мне предложили поставить в классе камеру, записать поведение ученика, предоставить записи администрации, раз она не хочет предпринимать никаких действий без доказательств.
В итоге камеру ставить не пришлось, всё разрешилось, я смогла найти подход к мальчику, а он много занимался со школьным психологом. Но неприятный осадок остался - в моем классе могла появиться камера из-за одного ученика. И в этой ситуации я тоже ЗА камеру. Есть такие родители, которым говоришь, что их ребенок плохо себя ведет и нужно предпринимать меры, а они в ответ: "Не может быть! Дома он спокойный и скромный!"
И ситуация, благодаря которой я против камеры
Ко мне однажды на урок пришла без предупреждения целая съёмочная бригада.
- Съемки для телевидения! - заявили они.
Я в шоке. И это очень мягко сказано. Стояла с круглыми глазами и смотрела на них. Я пыталась их прогнать, объяснить, что не готова, не могу, что волнуюсь, что нельзя так без предупреждения, это вообще не по-человечески. Но они настаивали на проведении, буквально ставили меня перед фактом - съёмка моего урока будет!
Как оказалось, они готовились к съёмке совсем в другом классе и у другой учительницы. Всё было заранее обговорено с ней, спланировано, проработано каждое слово по сценарию урока. Но так случилось, что эта учительница неожиданно заболела в тот день. Класс остался без учителя, съемки на грани срыва. Что делать? Они решили снимать в таком случае мой урок. Почему выбор пал именно на меня во всей огромной школе с таким огромным количеством учителей, я не знаю.
Ко мне буквально ворвались и начали съемки без подготовки, времени даже обговорить заранее ключевые моменты урока не было.
Под камерами я разволновалась. Думаю, это нормально, кто меня осудит за мой дрожащий голос? Но мне стыдно больше всего за мой корявый почерк, которым я писала на доске. Правая рука просто не слушалась, она дрожала, а камеры снимали каждую мою букву.
Больше всего мне было ужасно неловко, когда я увидела потом в телевизоре (на всю страну!) в одной из школьных передач фрагмент моего урока и кусочки исписанной моим ужасным почерком доски.
А вы говорите, что у детей плохой почерк! Учителя не лучше их! С того момента я перестала ругать учеников за их почерк, я всегда говорю: он должен быть просто понятным. Важно, чтобы тот, кто читает твою писанину, всё понимал. Это уважение к читающему. А красота почерка - это не всем дано и это не особо важно.
В общем, есть плюсы и есть минусы в съемках на уроках. И это сильно зависит от ситуаций. Я бы не стала запрещать съемку полностью, а только в определенных случаях.
Пишите в комментариях: вы за или против съёмки на уроках. Приводите аргументы и примеры.