Nike: самая популярная и крупнейшая в мире компания по производству спортивной одежды.
Всего за 50 лет мечта одного человека о лучшей обуви превратилась в глобальную корпорацию стоимостью более 100 миллиардов долларов.
Сегодня мы вернемся к самым ранним дням существования компании Nike, чтобы понять, как произошло это волшебство и каковы были составляющие ее успеха.
Год 1962-й, и Фил Найт только что окончил Стэнфорд.
Как скажет вам любой выпускник бизнес-школы, стать предпринимателем сложно, если у вас нет хороших идей, но у Фила они были. В университете он был бегуном на дистанции, и на одном из занятий по бизнесу он написал работу, в которой предложил следующую идею:
Фил видел, как японские фотоаппараты заменили доминирующие немецкие фотоаппараты на американском и ему стало интересно, сможет ли японская обувь сделать то же самое с Puma и Adidas, которые в то время были очень популярны в Америке.
После написания работы и получения диплома Фил стал одержим своей идеей привезти в США японскую обувь.
Конечно, на самом деле у него не было японских кроссовок, а те немногие, которые он видел, были привезены в США солдатами, которые были расквартированы в Японии во время оккупации после Второй мировой войны.
Но этот недостаток информации только убедил Фила в том, что он наткнулся на прекрасную возможность.
Он знал, что для того, чтобы воспользоваться ею, ему придется установить контакт с японской компанией и договориться об импорте ее товаров в Америку, и в этих двух действиях у него у него не было никакого опыта.
Но, как и подобает человеку, который впоследствии создал компанию Nike, он пошел вперед и просто сделал это.
В ноябре 1962 года он прилетел в Японию как турист и просто начал исследовать ее.
В прекрасном городе Кобе он наткнулся на обувной магазин, который привлек его внимание.
Он принадлежал компании Onitsuka Tiger, и обувь, которую они производили, была (для своего времени) очень высокого качества, настолько, что Фил решил импортировать их домой.
Он представился американским дистрибьютором обуви и договорился о встрече с основателем компании.
Фил придумал название своей "компании" на месте и предложил стать дистрибьютором Onitsuka в Америке, предложение, которое, к его удивлению, владелец компании действительно принял.
Не имея ничего, кроме своей уверенности, Фил стал эксклюзивным дистрибьютором Onitsuka Tiger в США.
Он получил свою первую партию из двенадцати пар обуви Tiger в 1963 году и начал предлагать их с заднего сиденья своей машины на всех беговых дорожках, куда он мог доехать.
Очевидно, что его стратегия не была масштабируемой, поэтому он обратился к единственному человеку, которого он знал, который понимал в обуви больше, чем он сам: его бывший тренер в университете Орегона, Биллу Боуэрману.
В то время Билл был одним из самых известных тренеров в Америке: он тренировал многих олимпийских атлетов.
Ему так понравились кроссовки Tiger, что он захотел стать партнером.
Таким образом, в январе 1964 года Билл и Фил основали компанию Blue Ribbon Sports, вложив в нее по 500 долларов каждый.
Все эти деньги они потратили на первый заказ, который по цене 3,33 доллара за пару составил 300 пар обуви.
Товар поступил в апреле 1964 года, и благодаря связям Билла он был распродан к июлю.
В первый год работы BRS продала обуви на 8 000 долларов, и на эти деньги Фил начал нанимать продавцов для своей компании.
В 1965 году их доход вырос до 20 000 долларов, и вскоре они открыли свой собственный магазин в Санта-Монике.
Но в то время как Фил занимался деловой стороной деятельности, настоящие инновации исходили от Билла.
Он был тем человеком, который в одиночку принес бег трусцой в Америку.
В 1966 году он написал об этом книгу, которая разошлась тиражом более миллиона экземпляров, и, конечно же, его компания была одной из первых, кто начал продавать обувь Tiger для бега.
Боуэрман был приверженцем инноваций, и с каждой новой партией Onitsuka он вскрывал несколько ботинок, чтобы посмотреть, как они сделаны, и всегда пытался улучшить их, например, добавить подушечку или использовать более легкие материалы.
Он постоянно отправлял свои заметки в Японию с просьбой внести изменения, он фактически разрабатывал дизайн обуви Onitsuka для них.
Именно одна из разработок Билла стала катапультой для BRS: " Cortez", как он ее называл, стала одной из лучших моделей обуви.
Cortez - стала одной из самых продаваемых в 1968 году, несомненно, благодаря Олимпийским играм 1968 года, проходившим в Мексике.
Благодаря Cortez в 1969 году компания BRS продала обуви на 300 000 долларов.
Но у них была большая проблема: " Cortez" был настолько успешным, что они не могли угнаться за спросом.
Каждая новая партия раскупалась быстрее, чем предыдущая, но Onitsuka продолжала отправлять их в том же ледниковом темпе.
На самом деле Onitsuka занималась тем, что сначала удовлетворяла свой местный спрос в Японии, а затем отправляла все, что оставалось, в Америку.
Фил и Билл понимали, что для расширения компании им придется выйти за рамки простого дистрибьютора.
Затем они поняли, что все карты в их руках: Cortez были разработкой Боуэрмана.
поэтому, как только истечет срок их контракта с Onitsuka, они смогут начать производить ее для себя.
К счастью для них, их контракт заканчивался в 1972 году, как раз перед Олимпийскими играми в Мюнхене.
Таким образом, у Фила было достаточно времени, чтобы подготовиться к своему большому шагу.
В 1971 году он начал работать над брендингом: его первый сотрудник предложил назвать бренд
Nike, в честь греческой богини победы.
Затем Филу понадобился логотип, и он отправился в ближайший университет, схватил первую попавшуюся студентку графического дизайна и сказал ей, и попросил ее сделать ему логотип.
Оглядываясь назад, можно сказать, что эти деньги были потрачены не зря, и теперь, когда его брендинг был завершен, Фил был готов к Олимпийским играм.
На этот раз, вместо того чтобы заключать эксклюзивные соглашения, Фил создал сеть субподрядчиков по всей Японии.
Получив контроль над производством, Фил наконец-то смог расправить крылья.
С этого момента история Nike стала историей роста.
В 1989 году они стали крупнейшей компанией по производству спортивной одежды в Америке благодаря блестящему маркетингу, такому как "Just Do It", и подписанию контрактов с новичками-спортсменами, которые со временем стали знаменитыми на весь мир.