Читать предыдущие части статьи:
- «Огненный змей».Часть 1. Что это такое и почему их так боялись девушки на Руси?
В царской России власть наверху и на местах пыталась так или иначе бороться с подобными явлениями, происходящими в народе, и с их последствиями. Для примера приведу одно из служебных дел 18 века, заведенных против одного из царских чиновников и связанных с колдовством: «Тот магистратский президент Морозов обогател от того, что-де с женою его, Морозова, змей живет блудно и носит к ней богатство, деньги, злато и серебро, и жемчуг. Прилетая, оборачивается оная нечистая сила человеком оной жене, а как прилетает, то оного Морозова обмертвит, а при том свидетели надежные были». Или дело, которое разбиралось в Каменецком магистрате в 1709 году, против мещанки Гжегоржии Клецкой за связь с лятавцем (огненным змием).
В 18 веке, в эпоху «Просвещения» подобные явления становятся уже как минимум неудобны и не вписываются в новую парадигму реальности, в которой наука и научно-технический прогресс постепенно становятся новой «религией» для людей. В таких условиях очевидцам подобных явлений требовалось все больше убедительных аргументов, задокументированных и надежных доказательств, чтобы подтвердить правдивость событий и не быть голословным невеждой.
Интересно ознакомиться с документом 18 века под названием «Доношение в Сибирский приказ о дьявольском наваждении». В этом документе описывается случай, который произошел в 1737 году в Томской Воеводской канцелярии. В канцелярию пришел Алексей Иванович Мещерин, сын боярина. Он привел с собой девку Арину Иванову, калмычку, возрастом 12 лет. И заявил, что эта девка одержима и одержимость получила через волшебство. Воевода Сибирского гарнизона расспросил Мещерина и выяснил: злой дух, которым одержима Арина, находится у нее в утробе, говорит человеческим голосом, признает, что он лукавый и был посажен к ней другой дворовой девкой Василисой Ломаковой.
Чтобы освидетельствовать данный факт, воевода собрал несколько человек: поручика Аршневского, священника Томского собора Прокопия, троих подьячих из канцелярии, троих посадских, троих боярских детей и пятидесятника Михаила Черкасова. В результате освидетельствования было установлено, что бес в утробе Арины говорит на человеческом языке, на понятом наречии, зовет себя Иваном Мещереным, отвечает на любые христианские вопросы, говорит, что посажен в утробу девки четыре года назад, через волшебство и воду, и что родится он завтра. Данное освидетельствование подписали все собравшиеся, после чего было составлено донесение на имя Её Величества Императрицы Аны Иоанновны и отправлено в Контору Правительствующего Сената.
Стоит отметить, что Ее Величество отнеслась к этому донесению очень серьезно и издала указ с требованием принять все необходимые меры по установлению виновника этого мерзкого волшебства и наведения порчи, и сделать все необходимое для решения данной проблемы в самые короткие сроки.
Думаю, все прекрасно знают, что в 18 веке не было ни интернета, ни радио, ни телефона, ни даже телеграфа, поэтому донесения и указы могли доставляться неделями, а то и месяца. Все зависело от расстояния. И пока в Томской Воеводской канцелярии ждали указа Её Величества, порченная девка была отправлена в Томский Рождественский женский монастырь, где ее разместили под охраной караула. И немного погодя наступило довольно-таки благополучное разрешение этой истории.
Из донесения караульного казака Федора Переводчикова следует, что порченная девка Арина была размещена в кельи игуменьи монастыря. Там злой дух начал крыть отборным матом караульного казака и грозить тем, что пожалуется воеводе Угримову на Федора, если тот допустит хоть кого-нибудь в келью.
Позже, когда пришла игуменья Доменика и караульный казак ее впустил в келью, демон стал у всех просить прощение, громко кричал и стонал, а Арина же слегла на лавку и сказала, что: «ей очень лихо приходиться». Затем лукавый начала прощаться со всеми, кто был в кельи, и называл при этом всех по имени. На вопрос игуменьи Доменики, куда демон собрался, тот ответил, что обратно в воду, и попросил открыть ему дверь. Как только открыли дверь, у Арины, которая все еще лежала на лавке, широко открылся рот и изо рта пошла мокрота, а потом черный грязный дым. Дым, потянулся к открытым дверям и вышел из кельи.
Сама Арина сказала, что видела, как у нее изо рта вместе с дымом вышло что-то непонятное, похожее на мокрую ворону. Теперь же она чувствует себя нормально и ее утроба чистая. Данный факт подтвердили все присутствующие люди, подписав соответствующее донесение.
Описанная история не является чем-то уникальным и единственным в своем роде. Подобных историй множество как происходило в прежние века, так происходит и сегодня. И подробных свидетельств полно. Не зря, например, отчитку (чтение молитвы с целью изгнания из одержимого человека нечистой силы) порой называют «чудом по расписанию». Так как любой желающий может посмотреть расписание, когда и в каком храме проводится этот церковный чин, а затем прийти и увидеть своими глазами, что такое одержимость и какая сила и власть у демонов над бесноватым человеком. Христиане, которые сталкивались с подобным, совсем по-другому относятся к вере в Бога и своему христианскому долгу.
Читать другие части статьи:
- «Огненный змей».Часть 1. Что это такое и почему их так боялись девушки на Руси?
Понравилась статья? Тогда поддержи канал лайком! Тебе легко, а нам приятно:)
Статья написана на основе материалов из книги Митрополит Митрофан (Баданин). До и после. Апология Книги Еноха. Изд. 2-е дополн. Мурманск: Издательство Мурманской епархии, 2019.