С момента нападения украинской ДРГ на сёла в Брянской области прошло почти две недели. И сегодня у жителей есть главная просьба. Рассказываем о ней по следам собственного расследования - на месте работал корреспондент "Первого русского".
В результате нападения украинской диверсионной группы (ДРГ) на приграничные сёла Брянской области погибли двое мужчин. Двое гражданских были расстреляны бандитами в упор. Погибли безоружные водители Александр Ткаченко - оператор котельной новоропской школы и пенсионер Леонид Голованов - в прошлом пограничник, в последние дни своей жизни он собирал местных ребятишек и возил их в школу, потому что водители автобусов отказались это делать - было слишком опасно.
После нападения жители Климовского района Брянской области задают властям крайне неприятные вопросы. И ответы на часть из них мы уже начали получать. Украинская ДРГ вышла на дорогу, соединяющую сёла Брахлов, Любечане и Новый Ропск - местные зовут эту трассу "дорогой жизни", потому что проходит она в считанных метрах от границы с Украиной. Теперь, после того как там произошла бойня, устроенная укробоевиками, её переименовали в "дорогу смерти".
Само собой, сейчас тревожно! - делится переживаниями в беседе с Царьградом селянин Роман. - А как иначе?! Нам же наглядно продемонстрировали: если захотим к вам "зайти", то зайдём. Но мне до сих пор непонятно, почему мы на своей земле должны чувствовать себя под постоянной угрозой.
То же самое в разных вариациях говорят и другие жители. По этой самой "дороге смерти" им приходится ездить и сейчас: других вариантов-то нет.
Точнее, альтернатива как бы существует. Но тут есть проблема. Решение этой проблемы - главная просьба жителей наряду с укреплением границы. Дело в том, что имеется ещё объездной маршрут, и он идёт "от границы" к селу Чернооково - около семи километров. Получается значительный крюк, чтобы добраться через райцентр Климово в тот же Новый Ропск, однако данный путь намного безопаснее. Однако загвоздка в том, что такой дороги официально... не существует.
Как стало известно Царьграду, участок сельской "трассы" собирались сделать ещё в советское время - с той простой целью, чтобы соединить Брахлов с Чернооково.
А существовавший путь, проходящий по окраине Любечан, именно как "приграничный", каковым он стал после развала Союза, разумеется, никто не рассматривал. И в 90-е, и в "нулевые" им пользовались в качестве основного - и, считай, единственного, поскольку объездную дорогу, которую накатали под будущее строительство, так впоследствии и не начавшееся, даже не отсыпали щебёнкой. Её, конечно, разъездили селяне, но в дожди проезжую часть развозит, и пробраться по ней может, пожалуй, только трактор.
Когда началась спецоперация и Брянскую область стали обстреливать, кому-то в голову пришла чудесная мысль: перекопать эту "неучтёнку", дабы лишить "условного противника" возможности использовать её для скрытного передвижения как раз диверсантов. По крайней мере такую версию высказал (неофициально, конечно) один брянский правоохранитель. И школьные автобусы по этой дороге не ездили. Водители вообще, утверждают люди, отказались перевозить учеников из Брахлова в Новый Ропск, минуя Любечане, как раз по самой очевидной причине: опасно. Потому-то детей и катал на своей "Ниве" погибший дядя Лёня: сначала в Новоропскую школу, а затем, когда ту "из-за ситуации" перевели на дистанционку, - в Сачковичи, что рядом с Климово. Обратно же они возвращались практически всегда на рейсовом автобусе.
Школа есть и в Брахлове, однако из-за малого количества учеников её закрыли. Хотя накануне закрытия для ребят даже закупили компьютеры, чтобы могли при необходимости заниматься удалённо...
Как быть теперь, никто не понимает. Очевидно, возить детей придётся и дальше. Но кто согласится по "дороге смерти"? По нашим данным, определённое движение касательно дороги всё-таки началось. Власти хотят её привести в порядок. Когда? Пока нет данных. А по поводу границы - здесь, да, ситуация посложнее.
Больше деталей - в полной версии нашего расследования. Эти факты замалчивают, но мы считаем, что правду говорить нужно.