Предыдущая статья, посвященная пролонгированному периоду детства, вызвала некоторое замешательство среди читателей, в частности, мой главный редактор (и по совместительству любимая жена) попросила дать разъяснения. А именно пояснить, почему так важна личная ответственность относительно процесса трансформации бывшего школьника в молодого профессионала через жизненный этап студенчества.
Данной статьей я хочу обратиться к моим студентам и старшим школьникам, перед которыми стоит выбор дальнейшего жизненного пути.
Здесь вам не школа
Написал заголовок и у самого внутри что-то съежилось.
Наверняка вам приходилось слышать такую или подобные фразы от преподавателей. Холодная и безнадежная, эта фраза будто бы сразу лишает студента первых курсов всяческой поддержки и надежды на помощь со стороны профессорско-преподавательского состава. И, возможно, некоторые из моих коллег действительно вкладывают в эти слова определенную толику равнодушия, однако я хочу обратить ваше внимание на другое.
ВУЗ действительно не школа, где ответственность за знания и навыки подопечных полностью лежит на учителе. Так, например, мою маму как учителя младших классов будут ругать, если ее ученики не научатся читать и писать. Мне в этом плане проще. Если мои студенты, став врачами, окажутся виноваты в чьей-то смерти, на меня никто пальцем не покажет. Тут-то и прячется большая сила и большая ответственность преподавателя, ведь оттого как он организует подачу сложного научного материала, напрямую будет зависеть уровень подготовки его студентов.
Мне не хочется рассматривать ситуации ВУЗовского конформизма, где преподаватель, обладающий невероятной способностью влиять на знания и мировоззрение своих подопечных, пофигистически относится и к своему предмету, и к самим подопечным. По моему убеждению, это полнейшая дичь.
Опираясь на ключевые идеи предыдущей статьи, мне хотелось бы здесь обозначить свою глобальную роль в медицинском образовании моих студентов и пояснить те его моменты, за которые несу ответственность я.
- Образовательная среда. Мир медицинской науки настолько сложен и разнообразен, что любого, кто говорит, что он абсолютная истина в последней инстанции, можно без зазрения совести бить в грудь с пыра. Поэтому как бы мне не хотелось, я не могу быть здесь учителем, но со своим багажом знаний, опыта, умений и возможностей я могу быть отличным проводником через запутанный мир патологии. И я делаю всё, чтобы помочь студентам разобраться в моем предмете. Настолько “всё”, что готов отвечать на вопросы касательно патофизиологии в любое время дня и ночи (без шуток).
- Беспрепятственность. Существуют преподаватели, для которых неуспеваемость студентов стоит на уровне личной обиды. Такие кадры “дерут” и “пытают” вчерашних детей, как будто они взрослые. Это все выливается в часы отработок, ненужные рефераты и дополнительные задания. Я считаю, что роль преподавателя - не создавать дополнительных трудностей на пути познания сложной науки, а, напротив, показывать пути для более быстрого ее понимания. И это вторая сторона медали “проводника”.
- Безоценочность. Тут все вообще сложно. Оценки как таковые были созданы для стандартизации и объективизации учебного процесса, однако важно понимать, что реальная жизнь оценок не ставит. И как говорил капитан Джек Воробей: “Важно лишь то, что ты можешь и чего не можешь”. Но оценки в структуре высшего образования существуют, и мне приходится их ставить. Однако стоит ли студентам заострять на них внимание? Точно нет. Тройка за экзамен не говорит о вас ровным счетом ничего.
В общем, мою ответственность можно описать строчкой из текста Кати Бардиш (Drummatix): “Не бей по низам, друг, топи только за тру, коли твои слова тут в роли рупора”.
В медицине случайных людей не бывает
И нет, это не стремление к созданию ореола элитарности вокруг медицинского образования. Дело в том, что в любой профессии успеха могут добиться только неслучайные люди. А медицина и вовсе требует от студента специфического склада ума и особенностей внутреннего мироустройства, а если их нет, то как бы я ни старался показать всю красоту и стройность медицинской науки, удивить такого студента будет невозможно. Так в чем же состоит ответственность того, кто решил встать на путь медицинской науки?
- Пытливость ума. Как ни странно, если внутри вас ничего не ёкает, когда вы погружаетесь в тонкости человеческой физиологии или читаете про новые открытия и достижения медицины, то вряд ли у вас с медициной сложатся полюбовные отношения.
- Самоотдача. Если пытливость ума либо есть, либо нет, то вот с самоотдачей все сложнее. Сложно день изо дня быть готовым принести в жертву свое время, силы и эмоции для изучения медицинской науки. Я не призываю никого быть киборгом, помешанным на учебе, но существует планка, ниже которой эффективность поглощения знаний сводится к нулю. Поэтому самодисциплина в получении медицинских знаний - это то, на что не сможет повлиять никто, кроме вас самих.
- Осознанность. Невозможно требовать от вчерашнего ребенка четкого понимания того, что он хочет получить от высшего медицинского образования, но без этого важного пункта невозможно двигаться вперед. Согласитесь: сложно хвататься за научные знания, если понятия не имеешь, для чего они тебе нужны.
Без этих важных деталей учиться в ВУЗе принципиально можно, но насколько это будет легко, непринужденно и эффективно - это большой вопрос.
Что будет в итоге?
Под конец я бы хотел обрисовать два вывода.
Представим идеальную картину. Есть преподаватель, убежденный в важности транслируемых им знаний, дающий студентам все возможные инструменты для лучшего понимания и усвоения этих знаний и не вставляющий почем зря палки в колеса. И есть студент, жадный до информации, старательный как пчела и готовый пожертвовать собственное время и силы для эффективного обучения, чтобы стать первоклассным специалистом. Итог такого взаимодействия очевиден. Приемо-передача будет максимальной, и на выходе студент будет обладать крепкой научной базой для надстройки на нее новых, более специфических, знаний, не поплатившись за это собственным рассудком.
И более печальная картина. Есть преподаватель, который выстраивает для студентов благотворную образовательную среду. И есть студенты, которые расценивают современный педагогический подход как попустительство и пользуются им в угоду собственных, не связанных с медициной, интересов. Какой же итог ждет такого студента в этом случае?
Итог
ВУЗ и тем более медицинский ВУЗ - это не школа. Если вы не научитесь считать и писать, никто не пострадает. А вот если врач не будет знать тонкостей медицинской науки, то за это будет заплачено человеческими жизнями.
Собираясь на занятии, преподаватель и студент заключают негласный договор о том, что они будут работать с полной отдачей.
Несоблюдение данного договора мало отразится на преподавателе, но студент - и в будущем молодой специалист - хапнут горя сполна.
Вот как-то так.
Секунов А.В.