АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Е.В. АВДЕЕВА
В условиях современной реформы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства ведется активный поиск основных направлений оптимизации системы уголовных наказаний, регламентированной Уголовным кодексом Российской Федерации <1> (далее - УК РФ). В этой связи стоит отметить, что на момент принятия УК РФ предусматривалось разграничение тринадцати видов уголовных наказаний. В ходе уголовно-правовой реформы на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вводится новый вид уголовного наказания в виде принудительных работ <2>.
--------------------------------
<1> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7362.
Сущность назначения уголовного наказания в виде принудительных работ состоит согласно ч. 3 ст. 53.1 УК РФ в привлечении осужденного к труду. Место реализации данного наказания, связанное с осуществлением трудовой деятельности, определяется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы (ч. 3 ст. 53.1 УК РФ). Из заработной платы осужденного к принудительным работам предусмотрено удержание в доход государства, которое подлежит перечислению на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы. Размер удержания определяется судом в рамках установленного законом предела, который варьируется от пяти до двадцати процентов.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 53.1 УК РФ, принудительные работы введены в качестве альтернативы такому наказанию, как лишение свободы. Назначение принудительных работ предусматривается за совершение преступлений следующих категорий: 1) небольшой тяжести; 2) средней тяжести; 3) тяжкого преступления впервые. При этом принудительные работы не назначаются следующим категориям лиц: 1) несовершеннолетним; 2) беременным женщинам; 3) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет; 4) женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста; 5) мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста; 6) лицам, имеющим инвалидность первой или второй группы; 7) военнослужащим. Срок реализации уголовного наказания в виде принудительных работ составляет от двух месяцев до пяти лет.
Сущность альтернативного предназначения принудительных работ регламентировалась ч. 2 ст. 53.1 УК РФ. Если суд, назначив наказание в виде лишения свободы, пришел к выводу, что цель - исправление осужденного - может быть достигнута без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, то он вправе в качестве альтернативы заменить лишение свободы на принудительные работы. Стоит подчеркнуть, что замена лишения свободы на принудительные работы становится невозможной, если суд назначил наказание в виде лишения свободы сроком свыше пяти лет. Также, если осужденный уклоняется от отбывания принудительных работ, то суд выносит решение об их замене на лишение свободы исходя из следующего расчета срока: один день принудительных работ приравнивается к одному дню лишения свободы.
Однако первоначально предусмотренная уголовным законом регламентация назначения судом принудительных работ не получила практическую реализацию в правоприменительной деятельности. Назначение судами данного вида наказания планировалось ввести с 1 января 2013 г. Вместе с тем реализация данного института была предпринята лишь с 1 января 2017 г. Причиной тому стали возникшие проблемы с финансированием строительства исправительных центров.
Дальнейшие редакционные поправки в механизм реализации уголовного наказания в виде принудительных работ были внесены Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" <3>, в соответствии с которым в ч. 6 ст. 53.1 УК РФ было введено дополнительное основание замены принудительных работ на лишение свободы. Данным основанием является признание осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания данного вида наказания.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 18. Ст. 2566.
Актуализация реализации данного вида наказания наметилась с принятием Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 540-ФЗ "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" <4>. В части 2 ст. 53.1 УК РФ были внесены редакционные изменения, предоставляющие возможность замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания независимо от срока лишения свободы.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 540-ФЗ "О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 53. Ст. 8466.
Введение нового института в системе уголовных наказаний неизбежно повлияло на принятие судами правовых решений. По данным официальной статистики, в 2019 г. принудительные работы были назначены 1 406 осужденным. Преимущественную долю из их числа в составе 581 осужденного (41,3%) составили лица, совершившие преступления против собственности. Удельный вес лиц, осужденных за иные преступления, характеризуется следующими показателями: 1) против семьи и несовершеннолетних - 22,4% (315 осужденных); 2) против безопасности движения и эксплуатации транспорта - 17,5% (246 осужденных); 3) против жизни и здоровья - 6,7% (94 осужденных); 4) против порядка управления - 4,4% (62 осужденных); 5) против правосудия - 2% (28 человек). Примерно одинаковый показатель характерен за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности и в сфере экономической деятельности - 1,2% (17 человек и 16 человек соответственно).
Реализация на правоприменительном уровне принудительных работ как альтернативного лишению свободы вида уголовного наказания вызвала неоднозначную их правовую оценку на страницах научной литературы. Заслуживает внимания позиция ученых и практиков, полагающих, что данная новелла принята с учетом гуманизации, повлекшей введение ряда мер по смягчению уголовной ответственности. Сторонники противоположной позиции отстаивают идею о том, что введение принудительных работ предопределено практическими проблемами, имеющими место при исполнении наказания в виде лишения свободы <5>. Данные проблемы обусловлены прежде всего социально-экономическими ресурсами, связанными с содержанием осужденных в местах лишения свободы <6>.
--------------------------------
<5> Маликов Б.З. Либерализация уголовной ответственности и наказания в России: принудительные работы вместо лишения свободы // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. N 3. С. 256 - 262.
<6> Авдеев В.А., Авдеева О.А., Грибунов О.П., Сергевнин В.А. Наказание в системе уголовно-правовых средств противодействия преступности: взаимодействие правовых систем в условиях глобализации международной жизни // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10. N 2. С. 301 - 312.
Также, по мнению ряда исследователей, наказание в виде принудительных работ является "дублированием" российским законодателем ограничения свободы. Согласно приводимым ими доводам отличиями служат "расширение" и "утяжеление" ограничения свободы определенными условиями. Вместе с тем учеными высказывается точка зрения, что основания реализации принудительных работ "практически копируют" такой институт уголовной ответственности, как условное осуждение.
Что касается проблемы правовой конкуренции условного осуждения и принудительных работ, то необходимо заметить, что согласно ст. 73 УК РФ суд вправе постановить условное исполнение наказания в виде лишения свободы. Основанием для принятия данного решения служит вывод суда о том, что исправление осужденного является возможным без реального отбывания наказания в местах лишения свободы. В результате перед судом возникает выбор - применить к осужденному условное осуждение либо назначить наказание в виде принудительных работ. В данном случае внимания заслуживает грамотная квалификация оснований реализации данных институтов, предусматривающих четкое разграничение оснований с учетом: 1) установления категорий преступлений; 2) максимального предела срока лишения свободы, назначенного судом; 3) исключений применения положений, указанных в ст. ст. 53.1 и 73 УК РФ. В случае, если основания, установленные судом, предусматривают возможность назначения как принудительных работ, так и условного осуждения, то суд принимает решение на основании судейского усмотрения.
Официальные статистические данные указывают на то, что в 2017 г. осуждению подлежало 697 054 лица, из них лишение свободы было назначено 200 225 осужденным, 177 129 лиц были условно осуждены к лишению свободы, и 523 осужденным были назначены принудительные работы. В 2018 г. не наблюдается значительных изменений, в частности, всего осужден был 658 291 обвиняемый, в том числе к лишению свободы - 190 325 лиц, условно осуждены к лишению свободы - 169 484 лица, и 1 030 осужденным были назначены принудительные работы. За 2019 г. осуждению подлежали 598 214 обвиняемых, из них лишение свободы было назначено 175 122 осужденным, условно осуждены к лишению свободы - 157 511 лиц, в то время как принудительные работы назначены 1 406 осужденным.
Важно иметь в виду, что законодатель устанавливает конкретно-определенные основания назначения принудительных работ. Принудительные работы признаются альтернативным лишению свободы видом уголовного наказания. Если в силу требований уголовного закона осужденному не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, то, соответственно, назначение принудительных работ как альтернативного вида наказания не допускается.
Так, например, суд первой инстанции назначил подсудимому С., обвиняемому по совокупности преступлений, в том числе по ст. 264.1 УК РФ, наказание в виде принудительных работ сроком на 9 месяцев. В ходе обжалования данного решения судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ пришла к выводу об изменении приговора суда первой инстанции. В обоснование положена норма, регламентированная ст. 53.1 УК РФ, предусматривающая право суда назначать наказание в виде принудительных работ исключительно в качестве альтернативы лишению свободы. Таким образом, принудительные работы могут быть назначены судом при наличии условия, предусматривающего возможность назначения лишения свободы. При этом ч. 1 ст. 56 УК РФ детализирует основания назначения наказания в виде лишения свободы, в качестве которых строго устанавливаются: 1) совершение преступления небольшой тяжести впервые; 2) наличие отягчающих обстоятельств. Исключение составляют преступления, регламентированные ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, либо случаи, когда санкция статьи предусматривает лишение свободы как единственный вид наказания.
Согласно материалам уголовного дела установлено, что: 1) осужденный С. совершил преступление небольшой тяжести впервые; 2) отягчающие обстоятельства отсутствуют. Санкция, регламентированная ст. 264.1 УК РФ, предусматривает, помимо лишения свободы и принудительных работ, иные виды наказания. Соответственно, у суда отсутствовали правовые основания назначения осужденному лишения свободы, а следовательно, и принудительных работ как альтернативного вида наказания. В результате Судебная коллегия вынесла решение о замене принудительных работ обязательными работами <7>. Наличие на правоприменительном уровне частых случаев нарушения норм, касающихся назначения наказания в виде принудительных работ, предопределило детализацию вышеуказанных положений в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 декабря 2018 г. N 43 <8>.
--------------------------------
<7> Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2018 г. N 14-АПУ18-15 / Сайт судебного департамента при ВС РФ // URL: https://cdep.ru (дата обращения: 12.02.2020).
<8> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 декабря 2018 г. N 43 // СПС "КонсультантПлюс".
Порядок исполнения принудительных работ регламентируется гл. 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ <9>. Отбывание наказания в виде принудительных работ осуществляется в исправительных центрах либо в изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, создаваемых при исправительных учреждениях. По состоянию на 1 марта 2020 г. на территории РФ действуют 15 исправительных центров и 67 изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры. Общее количество осужденных к принудительным работам, отбывающих наказание, составляет 5 069 осужденных. География рассредоточения исправительных центров имеет следующие особенности. Исправительные центры сосредоточены в: 1) республиках - Кабардино-Балкарской, Ингушетия, Татарстан, Чеченской, Саха (Якутия); 2) краях - Приморском, Ставропольском; 3) областях - Волгоградской, Костромской, Оренбургской, Рязанской (планируется к вводу в эксплуатацию), Тамбовской, Тульской, Тюменской, Челябинской <10>. Определение места отбытия осужденными принудительных работ происходит с учетом: 1) места проживания осужденного; 2) места осуждения. В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 96-ФЗ <11> распределение осужденных по месту отбывания принудительных работ предполагает учет: 1) субъекта, в пределах которого проживает один из его близких родственников; 2) субъекта, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.
--------------------------------
<9> Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Федеральная служба исполнения наказаний. URL: https://www.fsin.ru (дата обращения: 26.03.2020).
<11> Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". Документ не вступил в силу.
Социально полезная функция, которую выполняют осужденные к принудительным работам, помимо трудовой деятельности, обеспечивающей реализацию цели исправления, заключается в безвозмездном благоустройстве в нерабочее время территории и зданий, расположенных в пределах исправительного центра. Осужденные к принудительным работам наделены преимущественными правами социализации. Положительным следует признать предоставление лицам, отбывающим наказание в виде принудительных работ, права на образовательную деятельность, в частности, обучение в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях по заочной форме.
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденные поощряются правом выезда в выходные и праздничные дни за пределы исправительного центра в рамках муниципального образования. Если осужденный не имеет взысканий, то ему предоставляется право выезда за пределы исправительного центра на период ежегодно оплачиваемого отпуска, который составляет 18 календарных дней.
Позитивным правом, которым обладают осужденные к принудительным работам, не имеющие нарушений правил внутреннего распорядка, является возможность после отбытия не менее одной трети срока наказания проживания с семьей в жилых помещениях, находящихся в собственности, или на условиях договора аренды на территории муниципального образования, в рамках которого расположен исправительный центр.
В заключение стоит отметить, что в современных условиях продолжается активный поиск направлений дальнейшего повышения эффективности реализации принудительных работ. Одним из направлений оптимизации данного вида уголовного наказания следует признать внесение редакционных изменений в законодательную формулу, касающихся снижения срока отбывания принудительных работ, в частности, с пяти до трех лет. Данная позиция обосновывается тем, что длительные сроки пребывания в исправительных центрах отягчают в последующем процесс ресоциализации осужденного, так как чем длительнее сроки пребывания в исправительных центрах, тем труднее происходит социальная адаптация осужденного после отбытия наказания.
Среди выносимых предложений внимания заслуживают целесообразность применения принудительных работ в отношении категории несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. В частности, предлагается использовать принудительные работы на завершающем этапе отбывания несовершеннолетними лишения свободы. Думается, что данные предложения заслуживают одобрения, так как направлены на облегчение и ускорение процесса ресоциализации осужденного несовершеннолетнего путем перевода его в социальную среду, характеризующуюся преимущественными условиями пребывания. Данные преимущества касаются условий проживания, осуществления трудовой деятельности, возможности расширенного контакта с окружающим социальным миром и использования коммуникативных средств, позволяющих налаживать социально полезные связи.
Литература
1. Авдеев В.А. Наказание в системе уголовно-правовых средств противодействия преступности: взаимодействие правовых систем в условиях глобализации международной жизни / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева, О.П. Грибунов, В.А. Сергевнин // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10. N 2. С. 301 - 312.
2. Маликов Б.З. Либерализация уголовной ответственности и наказания в России: принудительные работы вместо лишения свободы / Б.З. Маликов // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. N 3. С. 256 - 262.