Доброго дня, с вами Настя и это рубрика "Картавое искусствоведение", где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры.
Сегодня мы поговорим об известном постимпрессионисте, чьи работы не сыскали славы у современников, но теперь являются общепризнанными шедеврами. Винсент Ван Гог? Нет! Вашему вниманию – Поль Гоген - «Женщина, держащая плод».
Начнём с главного вопроса, в чём разница между импрессионизмом и постимпрессионизмом?
Импрессионисты пытались запечатлеть впечатление от увиденного, постимпрессионисты пытались же изобразить реальность через призму собственного мироощущения. То есть Дега рисует пуанты так, как на них падает свет, а пол отражается от них, а Ванг Гог рисует башмак так, как это нарисовал бы Ван Гог. Ренуар добавляет зелёный цвет на лицо потому что окружающий цвет отражается от листвы, а Гоген добавляет зелёный в автопортрет потому что он он Гоген.
А что же объединяло всех постимпрессионистов? Практически ничего. Это просто условное название того, что происходило в искусстве Франции после импрессионизма.
Тулуз-Лотрек, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Руссо, Синьяк – они же все разные, а на деле – всё постимпрессионизм.
А теперь перейдём к небольшой исторической справке. На дворе 1846 год.
- В США начинается золотая лихорадка.
- Маркс и Энгельс публикуют манифест коммунистической партии
- По всей Европе проходит волна восстаний и революций, так называемая «Весна Народов».
И в это неспокойное для Франции, и в целом для Европы, время, в Париже родился Поль Гоген. Полное имя – Эжен Анри Поль Гоген. Но мальчик не долго пробыл во Франции. Год спустя, его отец, Кловис Гоген, покинул Париж, будучи недовольным провалом антимонархического переворота. Схватив семью в охапку, он отправился в Южную Америку. Но не успел добраться, умер по дороге от сердечного приступа. Из за этого Поль Гоген провёл первые семь лет своей жизни в Перу.
Все мы идеализируем свои детские годы, и художник не был исключением. Уже в юности, живя в пыльном, индустриальном Орлеане, он мечтал о возвращении в мир бананов, кокосов и апельсинового рая. Гогена всегда вела дорога приключений, поэтому он попытался поступить в мореходное училище, но не прошёл конкурс. Хотя, отсутствие мореходного образования не помешало ему устроиться помощником лоцмана. Отправившись в море в семнадцатилетнем возрасте, посетив берега Индии, Южную Америку и северные моря, Гоген вернулся во Францию в двадцатичетырёхлетнем возрасте. Друг его матери, на тот момент уже скончавшейся, Гюстав Ароза, устроил юного художника на должность биржевого брокера, а так же стал прививать своему подопечному художественный вкус. Поэтому Гоген начал не только покупать картины, но и решил сам освоить живопись.
Он понемногу выставлялся в Салонах, женился на датчанке Мэтте-Софи Гад, завёл с ней пятерых детей, и казалось бы, уже остепенился и забыл о своей мечте жить в дали от цивилизации, но не тут-то было. В 1884 году он с семьёй переезжает в Копенгаген и такой, как хованский, который после рэп-баттла с Лариным, сказал «ганстером буду, выпущу рэп-альбом», так и Поль Гоген оставил работу брокером, и полностью посвятил себя искусству.
Жена Гогена такая «воу-воу-вооооу, мы так не договаривались», забрала детей и ушла от мужа, хотя и долго с ним поддерживала переписку после развода. Он ей писал «вот ты, такая-растакая, вела себя как мамка, а мне нужна кроткая и послушная женщина. Ненавижу тебя. Но ничего, я прославлюсь, продам картины, разбогатею, вернусь к тебе и мы опять поженимся, ты только жди!». Спойлер – не разбогател, не дождалась. Будет неправильным сказать, что картины Гогена вообще никто не покупал. Его работы очень нравились Эдгару Дега, он их сам покупал и убеждал покупать их Дюрана-Рюэля, своего знакомого коллекционера. Но это был не тот уровень продаж, который устроил бы Гогена.
В общем, из Копенгагена он едет Бретань к символистам, там ему не нравится, он уплывает на Мартинику с художником Лавалем на год, после этого отправляется смотреть строительство панамского канала, потом в прованс, конкретно – в Арль, к Винсенту Ван Гогу. Казалось бы, вот оно счастье, две творческих личности под одной крышей сначала бегут за ручку рисовать поля, потом в ресторанчик за абсентиком, в котором ещё был туйон, вызывающий галлюцинации, и, как хорошее завершение дня – совместное посещение борделя. Звучит декадентно, подстать эпохе, но на деле – два художника совершенно не уживались в быту.
Если Гоген был аккуратистом, то Ван Гог в тот период уже начал превращаться в опустившегося алкаша, и вы, наверное, представляете, во что он превращал собственное жильё. В общем, два товарища допились до того, что не совсем понятно, что случилось с ухом Ван Гога. Отрезал он его сам после очередной ссоры художников, или Гоген его оторвал – мнения расходятся. В общем, покинув Арль, Поль Гоген отправляется на остров Таити, где написал более 80 картин. Одна из них - «Женщина, держащая плод». Давайте рассмотрим её поближе.
Картина написана маслом на холсте, размер её 92 на 73 сантиметра. Подпись на картине гласит о том, что картина была написана в 1893 году, но специалисты предполагают, что картина написана была годом ранее, а подпись появилась позже.
Центром композиции является является юная таитянка. Её пропорции намеренно искажены автором, чтобы её фигура выглядела монументально. Предположительно, это изображение тринадцатилетней жены Гогена - Техаманы, и я не буду останавливаться на этом факте, дабы искусствоведческий выпуск не превратился в манифест против белого колониализма.
В руках у неё некий плод. По мнению искусствоведов, живших во времена гастрономического дефицита – это манго. Но, скорее всего, это тыква, которую превратили в сосуд для набирания воды.
И эта картина – находка для любителей поиска глубинного смысла. По мнению искусствоведов, две фигуры в левой части картины – девушки незамужние, в правой части – женщина с ребёнком. Это значит, что мадам в центре картины находится в положении, а ещё и символизирует собой потерянный рай впротивовес современной цивилизации и вообще подразумевает собой образ Евы. Ну хоть не Девы Марии, и на том спасибо, иначе бы у нас все выпуски картавого искусствоведения сводились к образу Богородицы в искусстве.
Изображённые на картине девушки буквально являются частью природы, поэтому узор с юбки дублируется в узоре листьев, находящегося в верхней части картины. Кстати, на картине виден самоповтор гогена – вот эту мадам мы уже могли видеть на более ранней картине «Когда свадьба?»
Я прошу вас обратить внимание на то, как художник смог передать ощущение зноя без палящих лучей солнца или знойной дымки. Он передал это ощущение через палитру ярких цветов. «А как же тень теплит, свет холодит? Так же в художественных вузах учат» – недоумевали современники Гогена. «К чёрту это!» – сказал Гоген, вот поэтому работы учеников художественных вузов пылятся в архивах, а «Женщина, несущая плод» висит в Эрмитаже.
Это, кстати, второй вариант картины. Первый хранится в музее Штутгарда. На ней не такие выигрышные цветовые решения и композиция, уже нет такого символизма, поэтому про неё обычно никто не помнит.
Пять лет спустя, в 1898 году, Поль Гоген напишет картину одну из своих самых знаменитых картин «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» и попытается отравиться мышьяком. Он выжил, но сильно подорвал своё здоровье. В 1901 году он перебирается на Маркизские острова, где продуктивно работает, отстаивает права коренного населения, в общем, ведёт активную жизнь, не смотря на многичесленные болезни, депрессию и бедность. От болей в следствии отравления мышьяком он пытался спастись морфием, что и погубило художника в 1903 году, в возрасте 54 лет.
А три года спустя к художнику пришла известность. В париже было выставлено более 200 его работ и все такие «вау!». В настоящее время его картины являются одними из самых дорогих в мире. Самая дорогая из картин гогена - ранее упомянутая «Когда свадьба?» она была продана в 2015 году за 300 миллионов долларов. В стоимости её превзошла только работа, написанная, предположительно, Леонардо Да винчи, «Спаситель мира», приобретённая наследным принцем Саудовской Аравии в 2017 году за 450 миллионов долларов.
Так что обращение всем рисующим гражданам, кто меня смотрит. Картины свои не сжигаем, не выбрасываем – дайте шанс наследникам поживиться на вашем честном имени. На этом всё, с вами было "картавое искусствоведение", всего доброго, до новых встреч!