Самым древним из известных науке календарей считается шумерский. Вавилонский календарь, начало применения которого относится приблизительно к 18 веку до нашей эры, в значительной степени продолжает систему счёта лет, разработанную шумерами. Изменения заключались главным образом в том, что вавилоняне упорядочили календарь с астрономической точки зрения и подвели под него более разработанную идеологически-религиозную базу. Были также уточнены датировка начала года и разбивка по месяцам. В качестве лингвистической основы вавилонского календаря использовались семитские языки.
Месяцы вавилоняне, как и шумеры, отсчитывали с новолуния. Год состоял из 12 месяцев:
Нисану (март-апрель).
Айяру (апрель-май).
Симану (май-июнь).
Дуузу (июнь-июль).
Абу (июль-август).
Улулу (август-сентябрь).
Ташриту (сентябрь-октябрь).
Самну (октябрь-ноябрь).
Кислиму (ноябрь-декабрь).
Тебету (декабрь-январь).
Шабату (январь-февраль).
Аддару (февраль-март).
Продолжительность лунного месяца, как известно, составляет приблизительно 29,5 суток, поэтому интервал между новолунием составляет иногда 29 дней, а иногда — 30. Соответственно и месяц мог быть 29-дневным или 30-дневным. В некоторые годы добавляли дополнительный тринадцатый месяц, чтобы синхронизировать календарный цикл с реальным солнечным годом. В качестве якорной точки отсчёта использовался день весеннего равноденствия, и вавилоняне старались удерживать первый день месяца нисану вблизи этой даты.
Начало каждого дня отсчитывалось от захода солнца. Дни подразделялись на так называемые стражи: три стражи в светлое время суток и три стражи ночью. Месяц начинался в вечер, когда на небе появлялся первый серп молодой Луны.
В 11 веке до н.э. Вавилон был завоёван Ассирией, в последующем был присоединён к Персидской империи, а после завоеваний Александра Македонского стал частью государства Селевкидов. Во всех случаях вавилонский календарь сохранял своё действие — единственное, что привносили завоеватели, это частичное уточнение названий, применительно к особенностям языка новых хозяев Междуречья.
Официальное летоисчисление обычно пользовалось «привязкой» каждого конкретного года к годам правления царей или к случившимся достопамятным событиям. Представляет также интерес составленный во II веке Клавдием Птолемеем «Канон Царей», начинающийся с даты восшествия на престол вавилонского царя Набонасара — 27 февраля 747 года до н. э. Канон Царей использовался для исчисления хронологии вплоть до появления эры Диоклетиана (считается с коронации римского императора Диоклетиана 29 августа 284 года), поэтому можно говорить о существовании «эры Набонасара».
Вавилонский календарь был заимствован многими другими народами древнего мира, в том числе евреями и греками.
Вавилонянам мы также обязаны такой календарной единицей, как семидневная неделя. Такая продолжительность недели вполне объяснима, так как она совпадает с продолжительностью одной четвертной фазы видимой Луны. Следует уточнить, что видимо те дни, когда Луна не видна (1 или 2 дня каждый месяц), не входили в состав недельных циклов, то есть месяц состоял из четырёх «встроенных» семидневок плюс один или два «безлунных» дня. Обычай называть дни недели по именам планет также берёт начало от вавилонян.
© 2023
#время #календарь #хронология #пространствавремени #книги #литература #история #наука #техника #искусство #культура #вселенная #time #calendar #chronology #spacesoftime #books #science #technology #culture #universe #вавилон #вавилонскийкалендарь #шумеры #шумерскийкалендарь
Литература:
Бикерман Э. Хронология древнего мира: Ближний Восток и античность. 1975.
Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии, 1991.
Емельянов В. В. Вавилоно-ассирийский календарь в его отношении к Ниппурскому // Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. 1999.
Идельсон Н. И. История календаря. 1925.
Климишин И. А. Календарь и хронология. 1985.
Паннекук А. История астрономии. 1966.
Селешников С. И. История календаря и хронология. 1970.