В один из августовских дней 1911 года из Лувра похитили картину «Джоконда» («Мона Лиза»). Посетитель музея вечером обратил внимание на голую стену с гвоздями. Когда кража обнаружилась, полиция Франции, что называется, встала на уши. Первым делом уволили руководство Лувра.
Версий было множество, но все они рассыпались. Не удавалось найти ни картину, ни вора. Шедевр словно испарился. Полиция чувствовала себя беспомощной, зато журналисты были в восторге от жирного информационного повода.
О картине Леонардо да Винчи узнал весь мир. Только гибель «Титаника», случившаяся в 1912-м, смогла перебить внимание публики. Кража «Джоконды» удивительным образом превратилась в масштабную международную PR-кампанию этого полотна. А что, если ограбление и было совершено с этой целью?
Код да Винчи
Сегодня мало кто в курсе, что до кражи о «Моне Лизе» никто особо не знал. Это была всего лишь одна из старинных картин, которую могли оценить только знатоки да Винчи. Но то, что произошло после похищения, буквально вознесло это полотно к вершинам мировой славы.
Возникает вопрос: уж не самим ли властям Франции было выгодно его похищение? Ведь длинные очереди к шедевру – это и мировой престиж, и солидный доход.
История создания шедевра хорошо известна. Леонардо писал его несколько лет, нанося микроскопические мазки в несколько миллиметров. Даже учитывая небольшой размер картины – всего 77 на 53 сантиметра – это адский труд. Современники отмечали, что художник был словно одержим ею.
Работая над нею, Леонардо да Винчи серьёзно подорвал здоровье. Он не мог расстаться с портретом даже на день, всюду возил с собой, словно подпитывал своей жизненной энергией. Примечательно, что художник не отдал картину клиенту, а забрал с собой во Францию, где и умер. Говорят, что последние мазки он делал незадолго до своей смерти.
После похищения шедевра
Два года о местонахождении шедевра ничего не было известно, и вдруг он сам собой нашёлся в Италии.
С директором знаменитой галереи Уффици во Флоренции связался сам вор и предложил купить картину. Звали его Винченцо Перуджа. Какое-то время он работал во французском Лувре и сумел незаметно вынести полотно, спрятав его под халатом.
Своё преступление он объяснил патриотическими соображениями. Мол, картина должна принадлежать итальянскому народу, а не французскому. Вам не кажется, что это довольно странное объяснение кражи? Ведь французы не похищали «Джоконду». После смерти мастера её продал королю Франциску I ассистент художника по прозвищу Салаи. Так что все законно.
Однако есть версия, что Перуджа похитил полотно совсем из других соображений. Какова была профессия этого человека? Мастер по зеркалам.
Кто такая сеньора Лиза дель Джокондо
Есть версия, что картина обладает некой особенностью влияния на людей. Её уже обливали кислотой и пытались повредить камнем. Последний случай произошёл в 2022-м, когда в шедевр запустили тортом.
Что заставило этих людей напасть на портрет целомудренной на первый взгляд женщины с загадочной улыбкой? Боливиец, кинувший в 1956-м в картину булыжник, сказал, что сначала полюбил эту даму, а потом увидел её недобрую улыбку. Так кто же такая эта сеньора Лиза дель Джокондо, которая вот уже несколько веков будоражит умы и души людей одним движением губ?
В какой-то момент работники музея заметили странную особенность. Если давно нет посетителей, «Мона Лиза» начинает темнеть. Ей становится плохо, как настоящей женщине, которой давно не делали комплиментов. Когда же зрители возвращаются, картина снова напитывается энергией, у изображения появляется блеск в глазах, румянец на щёчках.
В 2009 году инженер из Франции Паскаль Котт заявил, что под Моной Лизой имеется портрет другой женщины. Он обнаружил его с помощью особенной технологии, которая совмещает изображения, сделанные в различных участках спектра – от ультрафиолетового до инфракрасного.
Проще говоря, метод позволяет последовательно рассматривать красочные слои. Другая женщина очень похожа на Джоконду, но она смотрит куда-то вбок, нос у неё длиннее, руки крупнее, губы тоньше. Но важнее всего то, что дама не улыбается.
Паскалю Котту удалось выяснить последовательность написания полотна. Он смог проследить изменения, которые Леонардо вносил в работу. Оказалось, что под портретом не один, а целых три наброска. Все это напоминает бесконечный коридор, который появляется, если заставить два зеркала отражать друг дружку. Возможно, наложение разных изображений и даёт такой загадочный эффект. (К слову, ученому не поверили, а в профессиональном сообществе раскритиковали его исследования).
Зеркальщик Винченцо Перуджа
Знал ли об этой тайне укравший картину Винченцо Перуджа – зеркальщик по профессии? Он следил за состоянием зеркал в Лувре, а также работал над защитным каркасом для «Моны Лизы». Таких совпадений не бывает, скажете вы, и будете, наверное, правы.
Выяснилось, что Винченцо – отдалённый потомок художника Пьетро Перуджино. Это современник великого да Винчи, один из лучших художников Италии. Он участвовал в росписи Сикстинской капеллы. Его ученик – знаменитый Рафаэль.
Возможно, из семейных преданий потомок Перуджино знал о некоем секрете, зашифрованном в портрете Джоконды. И поскольку Винченцо разбирался в зеркальных шифрах, то решил его раскрыть. Но чего ему это стоило? И почему в конце концов он вернул картину в музей?
Судьба владельцев портрета
В облике Моны Лизы на фоне туманного пейзажа есть что-то неуловимое, гипнотическое, за гранью нашего понимания.
Посмотрим, что стало с владельцами знаменитого полотна. Картину мастер завещал своему ученику и помощнику Салаи. Но и она ему тоже не принесла счастья – его застрелили. «Джоконда» оказалась у короля Франции Франциска I. Тот погряз в разврате. Людовик XIV перенёс картину в Версаль. Этот человек тоже со временем превратился в настоящего деспота.
Когда к власти пришёл Наполеон Бонапарт, он забрал «Мону Лизу» из Версаля, который в то время уже был музеем. Шедевр три года висел у него в спальне. Каждый вечер полководец наблюдал в своей опочивальне загадочную улыбку Джоконды, в результате чего решил завоевать весь мир.
И вот в 1911 году картину украл из Лувра зеркальщик Перуджа. Из семейных преданий он знал, что в портрете запечатан какой-то древний секрет. Однако это была только часть тайны «Моны Лизы». Перуджа не мог расстаться с полотном ни на минуту и даже спал с ним в одной постели. Позже вор признался, что слышит в голове её голос, что она отдаёт ему приказы.
Вообразим, что, дух, заключённый в портрете, хотел, чтобы его похитили. Но зачем? Не за тем ли, что после кражи малоизвестная картина Леонардо вдруг стала знаменита на весь мир?
Несколько версий картины
Есть версия, что одержимый художник не остановился на одном варианте «Моны Лизы». Он написал их несколько. Один хранится в испанском музее Прадо, другой в Швейцарии. Между всеми ними есть некоторые отличия. Живописец и биограф Джорджо Вазари, который был современником Леонардо, вспоминает, что у женщины на знаменитой картине были яркие алые губы и чётко прорисованные брови. На луврском варианте этого нет.
Та же женщина, та же поза, похожий пейзаж…
И все-таки зачем художнику понадобилось писать одинаковые портреты? Может быть, копии создавал не он? Тогда кто? И сколько ещё версий «Джоконды» существует в природе?
Но вот что интересно: обладают ли копии «Моны Лизы» той же гипнотической силой, что и оригинал? Если да, то мощное воздействие загадочного полотна на зрителей по всему миру возрастает в разы. Не зря некоторые люди в Лувре падают перед этим портретом в обморок, а некоторые себя ведут неадекватно.
Леонардо – одна из самых загадочных фигур в истории нашей цивилизации. Кем на самом деле был этот человек? Шутил ли он, придумывая свои загадочные коды, или же был предельно серьёзен, оставляя нам важные послания? Вопрос открытый. А как считаете вы?