Найти тему
Игорь Орлов

Святой Максим Исповедник о четырех видах богооставленности.

Оглавление
Святой Максим Исповедник
Святой Максим Исповедник

В духовно-христианской жизни есть такое явление как «богооставленность».

Когда человек живет в согласии и в мире с Богом, то все у него идет и происходит легко и просто. Приходят решения просто, находятся возможности, труды его благословенны и плодотворны.

Богооставленность - ситуация, обратная названной ("безнадега точка ру").

То есть, когда верующий Богу взывает к Нему в молитвах и страданиях своих, но не бывает услышан, не получает просимое, и вынужден терпеть скорби сам.

Святой Максим Исповедник (6-7 век от Рождества Христова, константинопольский подвижник), великий богослов – христолог, победитель ереси монофелитов, объяснил явление «богооставленности» и выявил причины его.

Ему было открыто 4 вида «богооставленности».

Рассмотрим последовательно.

1. Домостроительная богооставленность

Этот вид богооставленности случился с Господом нашим, Христом, в Страстных Страданиях.

Он троекратно и с горячей мольбой просил избавления от страданий перед Своей Крестной Смертью, но не был услышан. Он был оставлен, чтобы нас, прежде оставленных, возвратить под Отчий кров.

Этот вид богооставленности связан, как видим, с Промыслом и Волей Божьими.

Человек хочет так, как было бы комфортно и лучше ему, а Бог иное промыслил об этом человеке и, даже, о Сыне Своем Единородном. Исполнится то, что промыслено Богом. Говорят: «от судьбы не уйдешь», но "судьба" - понятие языческое. Правильно сказать – «Промысл Божий не обойти, не обмануть».

Христос это понимает и принимает Волю Отца Своего.

Моление о чаше, как одна из просьб Христа к Богу Отцу. Другие просьбы были и на Кресте. Но Христос принял и исполнил Промысл и Волю Его.
Моление о чаше, как одна из просьб Христа к Богу Отцу. Другие просьбы были и на Кресте. Но Христос принял и исполнил Промысл и Волю Его.

Вот почему, в просительных молитвах святые рекомендуют после прошений о своей боли и взывания к помощи Божьей, вспоминать слова Христа: "Но не как я хочу, а как Ты" или "если просимое мной - в Воле Твоей, в Промысле Твоем". И уметь принимать Промысл Божий.

2. Богооставленность ради испытания.

Как это случилось с Иовом и Иосифом, дабы всем поколениям явить неколебимое терпение и мужество Иова и чистоту и благоразумие Иосифа Прекрасного.

Иов Многострадальный (картина И.Репина). Жена говорит Иову в страданиях: прокляни Бога и Он прекратит твои страдания, даст смерть. Но Иов не поддается жене. Он ждет Божьего ответа. И награждается Богом за верность и долготерпение.
Иов Многострадальный (картина И.Репина). Жена говорит Иову в страданиях: прокляни Бога и Он прекратит твои страдания, даст смерть. Но Иов не поддается жене. Он ждет Божьего ответа. И награждается Богом за верность и долготерпение.

Испытание закаляет человека. Бог хочет, чтобы человек был силен, обладал мужеством и сильной волей в смятениях. Потому, попускает ряду людей, в ряде обстоятельств «богооставленность» для испытания и возмужания.

3. Богооставленность ради «назидания».

Как это произошло с апостолом Павлом, дабы он сохранил смирение, имея преизбыток дарований.

Бог ослепил талантливого фарисея Савла на 3 дня, оставив его наедине с самим собой, в темноте очей. Для назидания и преображения в апостола Павла.
Бог ослепил талантливого фарисея Савла на 3 дня, оставив его наедине с самим собой, в темноте очей. Для назидания и преображения в апостола Павла.

Человек, щедро одаренный Богом гением, талантами, способностями, легче, чем менее одаренные, впадает в "гордыню от талантов" и начинает приписывать успехи дел своих себе самому.

Бог оставляет на время такого талантливого «гордеца», чтобы тот обрел смирение и понял простую истину: таланты и гений дал Бог, для дел созидательных, по Богу. Имея таланты, но не имея возможностей от Бога, человек будет страдать больше. Внутри него кипят гениальные силы, таланты, идеи, а проявить, реализовать он их не может. Ибо Бог оставил, не открывает возможностей реальности.

Смирение, в таких случаях, возвращает к Богу таких «горделиво талантливых» людей.

4. Богооставленность для «устрашения».

Как это было с иудеями, чтобы они, наказываемые, взыскали покаяния. Таких случаев полно в Ветхом Завете Библии, да и реальность жизни дает их немало. Ропот во время Исхода, поклонения Золотому Тельцу и многие другие случаи показывают это.

Сурова была богооставленность иудеев за непокорство Богу. Гибли люди в пустыне, долог был их путь там. Моисей казнил немало соплеменников, увидевши их поклонение не Богу, а золотому тельцу.
Сурова была богооставленность иудеев за непокорство Богу. Гибли люди в пустыне, долог был их путь там. Моисей казнил немало соплеменников, увидевши их поклонение не Богу, а золотому тельцу.

Это касается не только иудеев, но всех людей.

Если человек (группа людей) слишком нагл, смел и самонадеян, или чрезмерно амбициозен, агрессивен, с большими претензиями, то Бог наказывает его для устрашения. Отнимает Свою благодать.

Покаяние перед Богом возвращает таких особо смелых, самонадеянных или претензионных людей к Богу.

(по материалам: преподобный Максим Исповедник. "Главы о Любви. Четвертая сотница, глава 96")

-6

Послесловие

По мысли святого Максима Исповедника, богооставленность не бывает беспричинной.

Если не идет жизнь на волне Бога, а до этого шла - есть причина, которую стоит осознать, и поступить соответственно Богу.

Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.