«Главное – не начать танцевать. Ноги, держите себя в руках. Вальс же звучит на сцене. Тут зрительный зал, а не паркет». А как не танцевать, когда вокруг звучит такая прекрасная музыка? Руки начинают непроизвольно двигаться в такт ритму. Симфонический оркестр играет вальс.
Его по праву называют Королем всех танцев. Нежный, стремительный, воздушный. На балах вальс исполняли сразу же после полонеза – торжественного танца-шествия, в котором гости бала приветствовали друг друга.
Хотя самому вальсу около двухсот лет, свободно танцевать его начали только в конце XIX века. Ранее танец считался непристойным. Как это так – прилюдно держать незамужнюю барышню за талию? Такое в XVIII веке считалось недопустимым. Даже Екатерина II противилась исполнению танца на балах.
Однако такое отношение к вальсу спустя время улетучилось. Многие композиторы стали писать вальсовые сочинения - либо к балету, либо к опере, либо в отдельной форме.
8 марта в Доме музыки прошел концерт симфонического оркестра «Русская филармония» под названием «Большой вальс». Как раз там и можно было услышать те неповторимые произведения. Зал был полон. Зрители с наслаждением слушали вальсы великих композиторов – Штрауса, Шопена, Чайковского, Глазунова.
Концерт начался во знаменитого вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». Именно под эту музыку юноши и девушки дебютируют на Венском балу в Москве. Это одна из известнейших вальсовых композиций в мире.
Особым шармом обладают вальсы, написанные Шопеном. Они легкие, гармоничные, проницательные. Обычно Фредерик Шопен писал произведения, находясь в состоянии влюбленности. Музыка была для него выражением своих чувств по отношению к девушке. На концерте прозвучал его «Вальс №7».
Следующим произведением, которое исполнил оркестр, был знаменитый «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Произведение воодушевляющее, «большое» во всех смыслах.
Одной из жемчужин концерта стал вальс Г. Свиридова к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель». Эта композиция как будто поднимает зрителей над полом. Вихрь музыки закручивает, объединяя всех сидящих в зале в один большой механизм.
Завершили концерт вальсом советского композитора Арама Хачатуряна к драме по повести М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Это был финальный аккорд, феерично завершающий праздничный концерт.
Зрители долго не отпускали артистов со сцены. Дирижер выходил на поклон 3 раза.
Танцору очень сложно беспристрастно сидеть на месте и слушать вальсы. В некоторых моментах было огромное желание встать, спуститься чуть ближе к сцене, там, где есть немного места, и начать вальсировать под прекрасные мелодии. Ведь музыка от танца неотделима.