Найти тему
Мама_киноманов

Как не скучно рассказать школьникам о том, как изучают общество?

Меня часто просят выступать перед школьниками, и рассказывать о том, как социальные исследователи (в первую очередь социальные антропологи) могут изучать общество.

Социальные исследователи могут изучать общество по-разному: проводить интервью, фокус-группы, собирать анкеты.

Но, есть еще один метод, рассказ о котором можно легко адаптировать в интересный урок для школьников или занятие со студентами.

Это - "Ментальные карты". Ментальные карты обычно используют в исследованиях города. Она иллюстрирует, то, как человек видит ту или иную местность, территорию, которую он сам изображает.

Вот так они могут выглядеть:

-2

Предложите такое задание: "К вам приехали друзья из другого города, чтобы посмотреть Томск (заменить на ваш город). Из-за учебы вы не успеваете все показать им. Нарисуйте для них карту, где обозначите самые важные для посещения места...."

Дайте время на рисование. И вместе проанализируйте, что получилось.

На что обращать внимание при обсуждении ?

1. Что рисуют? Достопримечательности города или другие городские объекты? Какие?

2. Есть ли повторяющиеся объекты? Какие?

3. Какие цвета выбирают для рисунков?

4. Как подписывают важные места? Обычными словами? Или используют "жаргон"?

Такой метод можно использовать и для исследовательских проектов, например, по теме "Твой город глазами школьников".

Если вас заинтересовал такой метод можно почитать по этой теме.

Веселкова Н. В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования //Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2010. – №. 31. – С. 5-29.

Дронова Е. Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки //Проблемы современного образования. – 2017. – №. 2. – С. 118-124.

Внизу еще варианты карт, которые рисовали для меня школьники о Томске

-3
-4

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц