Найти тему

2 книги издательства Носорог: Книга 1 - готический роман Джеймса Хогга

Здравствуйте!

Я решила сделать две публикации, в которых расскажу вам о книгах интересного издательства "Носорог".

Но сначала несколько слов о самом издательстве.

История издательства "Носорог" началась в 2014 году, когда литераторами Катей Морозовой и Игорем Гулиным был основан одноименный литературный журнал , а в 2015 году к ним присоединился прозаик Станислав Снытко.

«Носорог» публикует прозу, поэзию и философию, но принципиально лишен критического и теоретического блоков, оставляя читателя наедине с текстами и образами. Каждый номер составлен по коллажному принципу и совмещает разные стили и формы, слова и изображения, не собирающиеся в единое высказывание, но удерживающие напряжение.

В 2018 году, как продолжение и следствие журнальной деятельности издательства было основано книжное издательство "Носорог".

Издательство работает преимущественно с крупными прозаическими форматами, публикация которых в журнале обычно растягивалась на несколько номеров. В фокусе издательства — как современная литература, так и явления прошлого, по каким-то причинам ещё не нашедшие доступ к русскоязычному читателю.

В 2021 году издательство получило премию Андрея Белого в номинации «Лучший литературный проект».

Деятельность "Носорога" не ограничивается выпуском журнала и изданием книг.

 С августа 2022 существует подкаст «Ухо Носорога», каждый выпуск которого – "
новый ландшафт, собранный из звуков и музыки, имеющих отношение к конкретному автору или тексту."

Вот такое интересное издательство!

А теперь я расскажу о первой из двух прочитанных мною книг издательства "Носорог".

Это готический роман XIX века Джеймса Хогга «Тайная исповедь и мемуары оправданного грешника», который я прочитала в декабре прошлого года и включила в свою подборку интересных книг, изданных в 2022.

Роман Хогга очень необычный и впечатляющий. Роман о двойничестве, греховности людского рода и враге человеческом, который является в самых разных, подчас неожиданных местах и обличиях.

В центре повествования - история Роберта, сына мистера и миссис Колуэн, лэрда и леди Далкасл (лэрд - представительно нетитулованного шотландского дворянства), но так и не признанного отцом и воспитанного его крестным, священником Рингимом, именем которого он и сам был наречен.

Итак, Роберт Рингим рос и воспитывался в доме строгого и деспотичного пастора (крайне неприятный персонаж этот пастор, нужно заметить). Родной же отец Роберта воспитывал его старшего брата - Джорджа Колуэна, и только его признавал своим родным сыном и наследником.

Но не спешите жалеть несчастного юного Рингима! Вследствие своего странного и сурового воспитания он вырос религиозным фанатиком, считавшим себя "избранным" Господом.

Его научили молиться дважды в день, а по субботам - семикратно, но молиться ему предписывалось лишь за избранных, а всем остальным, отпавшим от Господа, возвещать погибель, которую обычно сулят дьяволу.

Со временем Роберту внушили, что он и сам входит в число этих самых избранных, которым якобы изначально отпускались все грехи, что бы они не совершили в жизни. Поверив в это, юный Рингим искренне считал, что может совершать самые гнусные преступления, оправдывая себя тем, что совершает их во имя и с поддержкой Всевышнего.

Первый, кто внушил ему все эти странные идеи, был его приемный отец, пастор Рингим. Но тот только посеял семена. А вот поливать эти семена будет другой, гораздо более опасный человек. Да и человек ли это вообще?..

Однажды Роберт встречает очень необычного молодого человека, который поражает его сильным сходством с ним самим. Этот человек предпочитает себя не называть, ничего о себе не рассказывать, но тем не менее он сумел завоевать полное доверие у Роберта и внушить тому искреннее восхищение и уважение. Рингим им словно очарован, даже околдован. Что бы ни сказал или не сделал странный незнакомец, все кажется Роберту правильным, верным и не подлежащим никакому сомнению. Вот только есть одно "но": когда незнакомца нет рядом, юного Рингима начинают мучить смутные сомнения в правильности того, что ему говорит его друг, и по поводу того, к каким страшным поступкам он его подталкивает.

Читатель быстро догадывается, кто именно встал на жизненном пути Роберта. Вот только сам Роберт очень долго не понимает этого, приняв своего друга поначалу за русского царя Петра I (это меня очень удивило и даже немного насмешило при чтении романа). Когда же приходит страшное осознание, с кем он связался на самом деле, становится слишком поздно...

-2

Книга разделена на три части, первая из которых это "Рассказ издателя", вторая - рассказ самого Роберта - "Тайная исповедь и мемуары оправданного грешника".

Такая форма романа позволяет читателю познакомиться с одной и той же историей дважды и увидеть, насколько отличаются одни и те же события, рассказанные сначала со стороны, а затем самим Робертом.

А третья, финальная часть - это снова рассказ издателя, своеобразный эпилог, который заставляет задуматься, могло ли все это произойти на самом деле или это религиозная притча, смелая аллегория в назидание потомкам.

Книга Джеймса Хогга безусловно заставляет нас задуматься о многом: дуальности человека, в душе которого вечно живут и противоборствуют добро и зло, о греховности рода человеческого, о соблазнах, которые подстерегают нас на протяжении жизни и заставляют совершать неблаговидные и даже ужасные поступки, которые мы готовы оправдывать всевозможными способами, подчас самыми фантасмагорическими.

На протяжении всего романа при всей его мрачной "готичности", если так можно выразиться, меня не отпускало ощущение, что его автор создал все-таки не драму, не трагедию, а что-то совершенное странное, не имеющее аналогов. Этот роман наделен чертами трагикомедии, местами даже сатиры и гротеска. Особенно первые его страницы описывают настолько нелепые события, что невольно хочется воскликнуть: Что за!.. Это же все не серьезно?! Какая нелепость! Такого просто не может быть!

«Тайная исповедь...» — это в том числе роман о двойственности. Помимо черт готического романа в «Тайной исповеди...» много сатиры на современную автору Шотландию. Этот роман как будто нелепая трагикомедия, заигрывающая со смеющейся, пирующей, дерущейся, страдающей, занимательной, интеллигентной, порядочной, приятной и в то же время несправедливой и такой двойственной Шотландией, которую застал Хогг.

А еще эта книга отсылает нас и к Библии, в частности к печально известной истории Каина и Авеля, и к таким шедеврам готического романа, как "Странная история Доктора Джекила и мистера Хайда" Роберта Л. Стивенсона и "Эликсир сатаны" Э.Т.А. Гофмана, на который я писала когда-то рецензию, до сих пор пользующуюся популярностью)

И последнее на сегодня. Продюсер издательства "Носорог" предоставила мне очень интересные сведения об авторе этого необычного романа - Джеймсе Хогге. Я хочу с вами ими поделиться.

Джеймс Хогг — особая фигура в истории шотландской словесности. Он родился на ферме в Этрикхолле и был крещён 9 декабря 1770, проживал в лощине недалеко от дома Вальтера Скотта в Эбботсфорде, а его предки были вассалами могущественно клана Скоттов. Первые стихи Хогга были написаны на наречии Скоттиш-Бордерс. На причудливо-благородный «чувственный» английский он перешёл гораздо позже, этому поспособствовало его пребывание в Эдинбурге. Хогг никогда не забывал о своих шотландских корнях: ни в своих стихах, ни в прозе, которую он, подобно Скотту, начал писать в середине своей литературной карьеры. Кажется, будто бы Хогг — человек, одновременно живущий в двух совершенно разных мирах: в провинциальном Эттрике и интеллигентном Эдинбурге, и сочетающий в себе две личности. Тема двойственности важна для Хогга. Он рассуждает о том, как одна вещь или личность могут раздваиваться и как две вещи или личности могут соединяться в одну.
Составить окончательное, точное мнение о Хогге довольно сложно, как в плане его биографии, так и в плане его творчества. Его работы нацелены на то, чтобы предотвратить подобное. И они успешно справляются с поставленной задачей. К гению Хогга общество часто относилось как к чему-то необъяснимому и случайному, как к грому среди ясного неба. Или, как говорил сам писатель, чему-то «пронзительному». И действительно, «Исповедь оправданного грешника» зачастую приписывалась совершенно другим авторам. Некий таинственный дар, ни с чем не сравнимый в своей загадочности.

В ближайших публикациях вас ждет продолжение рассказа о книгах издательства "Носорог", а именно об очень необычном философском эссе Джорджо Агамбена "Пульчинелла, или Развлечения для детей"

[реклама]

Спасибо, что дочитали эту статью!

Благодарю за лайк, подписку и комментарии!

Всем хороших книг и отличного настроения!

С вами была ваша Джульетта