Найти в Дзене

«Сапсаном» из Петербурга в Москву

Случилась эта история в 2012 году. Когда я гостил у своего питерского племянника, пригласил его с женой на свою свадьбу другой мой племянник, московский. Питерский племяш сказал мне: чтобы я быстро собирался: в два часа отъезжаем мы «Сапсаном» в Москву, билеты в вагон-люкс уже куплены на троих. Я был готов, как юный пионер.

"Сапсан"

Впервые тогда увидел я поезд "Сапсан". Изящен и стремителен он даже своих очертаниях. Проводницы в серой униформе с красной отделкой стояли у вагонов, проверяя у пассажиров билеты. Мы подали наши билеты с документами. Проводница дала добро, и мы вошли в салон вагона.

Чтобы проникнуться этим стремительным составом и сложить представление о самом его духе, нужно посмотреть фильм с участием группы «И» «О чём говорят мужчины. Продолжение, как четыре друга спонтанно собравшись, поехали из Москвы в Питер на поезде "Сапсан". Увидите тогда весь современный антураж вагона, его уютные кресла и столики вагона люкс. Буфет и проводниц, развозящих на тележках спиртное в пятидесяти граммовых бутылочках-фанфуриках из буфета, воду и сандвичи с рыбой и курятиной на закуску. Прелестно становится, когда всё это вспомнишь. Незабываема всегда бывает поездка на "Сапсане".

Расселись по своим местам, откинули столики, взяли почитать предложенные буклеты, карты трассы и о многом другом. "Сапсан" в положенное время помчался по свои рельсам, набирая скорость. За окнами мелькали берёзы, ели, деревянные серые домики с пасущимися козами, болотцами и лесными озёрами. Долго глядеть на быстро проносящееся надоело. В глазах зарябило, и я перевёл взгляд на дверь вагонную напротив и увидел над дверь табло электронное с указанием скорости. – Ни себе фига, как сказал японец в винном магазине в одном анекдоте – скорость, однако, как у истребителя Ла5ФН при посадке – 240 км/час, но это был не предел. Боюсь соврать, но помнится было за 300 кмчас.

Надо сказать, что так быстро "Сапсан" всю дорогу не летел, при подходе к станциям он сбавлял скорость до 50км в час. Останавливался крайне редко. Экспресс есть экспресс.

Мечта

Блажь конечно, но давно запала мне в голову мечта – рассказать в компании, остановившись в Бологом, анекдот о поручике Ржевском с эпизодом, произошедшим с ним в том же Бологом. Случая такого мне до сих пор не выпадало, и тут объявили, что впереди нас ждёт остановка в Бологом минут на десять. Вот! Наконец! Шанс тебе Боря даёт Господь. И к тому же для бодрости, мы с племянником выпили по 100 граммов коньяка, закусив сандвичем, и язык мой был подготовлен к вещанию озорного анекдота. Сбылась мечта идиота, выдал я наконец о чём мечтал, и рассказал этот анекдот.

Ехали поездом из Москвы в Петербург Наташа Ростова с Пьером Безуховым. Соседом в купе оказался пьяный поручик Ржевский, который всю дорогу спал, прислонившись к окну. Тут проводник громко по вагону объявил, что подъезжаем к Бологому, стоянка 30 минут. Пьер спросил у Наташи. – Наташенька. Где это Бологое находится, не знаю я. – Стыдно Пьер не знать. Представьте, что левый мой башмачок Москва, а правый - Петербург. А вот Бологое как раз между ними и будет. – Побывать бы в том Бологом, мечтательно потянулся Пьер. И тут проснувшийся поручик ему бросил: - Бросьте Пьер, бывал я в этом Бологом – дыра-дырой.

Рассказал этот анекдот я в "Сапсане" на станции Бологое, исполнив тем свою странную мечту. Бологое со времён поручика Ржевского мало чем изменилось. Дыра не дыра, а какие-то деревянные сараи станционные, кирпичные строения – вот и вся достопримечательность станции Бологое.

Матч Динамо – Амкар как повод

Напомнил племяннику, что сейчас должен начаться матч Динамо – Амкар, а мы ведь с ним страстные болельщики Динамо. Я с 1960 года, а он как родился, был приучен к бело-голубым динамовским цветам. Занял племянник смартфон у жены и стал следить за матчем. Я, вытянул лицо, слежу, когда и что он мне скажет, как там они?

Наконец протянул мне ладонь, я в неё хлопнул и спросил кратко: – Кто? - Саламатин с пенальти, 1:0. Наблюдаем за матчем дальше. Даже, что там за окном и за скоростью перестал наблюдать. Тут племяш встал и протянул ладонь. Я звонко, на весь вагон хлопнули выдохнул в нетерпении: -Кто? - Воронин! 2:0, матч закончен. Ура! И тут обратившись к жене сказал: - Я пойду, куплю. Жена спокойно ответила: - Ну, иди…

Принёс бутылочку, чекушку дагестанского коньяка и пару сандвичей на закуску, и весь оставшийся путь мы выпивали за победу московского Динамо, за форвардов Воронина и Саламатина, добывших победу нашему любимому клубу. Настроение было не передать какое прекрасное. Я дошёл сначала до состояния frambois, потом до лёгкого подшофе, а потом до состояния, когда хочется почитать свои стихи и рассказать скабрезный анекдот, на который не осмелился бы в трезвом состоянии.

Прочитал свои стихи и «Рождённым в апреле», и июньским первым дням, и, читая подражание Хафизу «Лейле», спьяну сбился и забыл, но мне простили и тогда я и рассказал свой давний анекдот, который мне в своё время рассказала заводской коллега-инженер Галка, как потом сказал мне племянник – на весь вагон.

Про мужика в шляпе

Шёл как-то по лесу мужик в шляпе. Тут слышит сзади – хрусть! Оглядывается, медведь. Мужик бежать, а медведь за ним. Видит мужик пещера в лесу, и туда. Медведь тоже в пещеру. А потом... оттуда выскакивает в одну сторону мужик в шляпе, а в другую сторону медведь с рёвом. Из пещеры выходит Гиви и говорит: - Тебя в шляпе ещё помаю, а тебе, в шубе – «. . .» мыть надо. После такого анекдота жена племянника тихо легла ему на плечо.

В Москву я приехал совсем тёпленьким, встретил нас мой брат. Помню, сидел я тихо в метро, смотрел на постаревшего брата, которого давно не видел. Вспомнил детство, когда мы семьёй жили и вместе играли, немного всплакнул, что годы текут, нас не жалея.

Посадил нас брат на такси, чтобы отвезли нас до подмосковного города, где состоится свадьба. Водилой был подрабатывающий в Москве извозом азербайджанец. Ему назвали город Красногорск. Вот он нас ночью вез-вёз, вёз-вёз, а за окнами Волги тьма египетская, ни зги не видно. Только зелёный курсор на его навигаторе. Привёз чёрт те знает куда. С правой стороны высоченная каменная стена с золотыми куполами за ней, а слева чёрна пустота. И он нас спрашивает: - А гдэ тут ваша гастыница? – А ты куда нас привёз? – В Красногорское!.. Тогда невестка моя молча настроила у него в навигаторе и сказала – вези. Хорошо хоть недалеко то Красногорское было от Красногорска, а то бы завёз, куда Макар телят не гонял. Довёз благополучно. Расплатились с ним и вошли в пустой холл гостиницы, было уже два часа ночи.

В холле гостиницы я сидел отрешённый в мягком кресле, как говорят поляки про таких – bardzo zadovolеnу. Мне было очень хорошо и ничего более от жизни мне было не нужно. Вернул меня к яви племянник, дав ручку и бумагу, чтобы я записал свои данные для парня, сидевшего на ресепшене. Свадьбу описывать не буду, это отдельная тема, а возвращались мы в Питер тем же "Сапсаном".

Венское кафе

Возвращаясь утром из Подмосковья, вышли мы на площадь у Рижского вокзала. Последний раз я был там, когда гостил я у тёти в 1968 году и ничего вокруг не узнал, кроме забившегося в угол самого старого здания вокзала, когда-то красиво доминировавшего на этой площади. Бездомным щенком он ютился сейчас среди построенных вокруг высоток. Крытого Крестовского рынка не было, - снесли его и на его месте выстроили высоченный стеклянный Дом торговли.

В его цоколе мы увидели миленькое Венское кафе и зашли туда позавтракать. Заказали чай, фирменные пирожные, а племянник попросил принести ещё рюмочку ликёра «Эгермайстер». Спросил меня: - Ты будешь? Я положительно ответил, что буду. – Может не надо, после того, что с тобой было позавчера (а бодун со мной случился утром, и только холодный душ поставил меня перед свадьбой на ноги). Я ответил ей, что не прощу я себя никогда, что в кои веки был в таком шикарном венском кафе и был случай выпить австрийского ликёра, а я отказался. Невроз меня тогда замучает до старости.

Принесли чай с коричневым сахаром-рафинадом в вазочке, пирожные. Выпили чаю, почитали свежую газету «Спорт экспресс» о матче Динамо – Амкар, пригубили, посмаковав ликёра с племянником, и вышли на привокзальную площадь. Стали думать, куда нам пойти до отправления поезда, и я предложил, не мудрствуя лукаво – поехать к стадиону Динамо, что на Ленинградском проспекте и купить динамовских сувениров. Так и сделали.

Жена племянника молча за нами наблюдала, как у нас горели глаза, когда мы дорвались до прилавков со значками, брелоками, майками, шарфами и куртками Адидас. Племянник купил динамовский флаг с орленом Ленина. С этим флагом мы ходили потом на матч питерского Динамо с командой Сибирь. Всё это незабываемо. Сфотографировались у памятника Льву Яшину и поехали к вокзалу. Зашли в кафе, перекусили, вспомнил я, что сегодня День металлурга, поздравил по телефону коллегу Марину.

Вечером сели в вагон "Сапсана" и уже без приключений доехали до Питера, на Лиговке взяли такси и добрались до дома. Такое вот было у меня путешествие из Петербурга в Москву на "Сапсане", почти по Радищеву.

Борис Евдокимов

11.03.2023