Представим ситуацию. Вы в очередной раз включаете арийского "Волонтера" и вдруг вспоминаете: такой куплет и припев где-то уже точно слышали. "Да это же саббатовская "Heaven and hell"!" - заключаете вы. Да и куплет песни "Встань, страх преодолей" кажется подозрительно знакомым... "Точно! "Jawbreaker" Judas Priest!" - восклицаете вы без тени сомнения. А что, если вам просто показалось?
Ритм похож, да. Люди вообще в первую очередь реагируют на ритм. Это у нас в подкорке зашито. Если пройтись по конкретным фразам, они не совпадут. Холстинин с Большаковым все же не дураки были и воровать не хотели. Их привлекли жанровые особенности песен "хеви метала британского разлива", который они так хотели играть. Тот же "галоп" - самая популярная фишка металла как жанра. Что ж теперь, заслышав мейденовскую "Trooper" надо сразу бежать и заявлять, что вы точно знаете, откуда Ария стибрила "Бой продолжается"?
Другое дело, если совпадает мелодия, а, вернее, семь нот подряд или два такта, или не меньше пятнадцати процентов композиции. Ключевое слово здесь подряд. Потому что, если нет, то мелодия уже другая, а значит не ворованная.
Можно ли самому определить плагиат и получить круглую сумму с предполагаемого "вора"? Представим, что у вас есть музыкальное образование, идеальный слух, может быть даже опыт концертов и уверенность в своей правоте. Вы обращаетесь в суд с иском... От чьего имени? От "обворованного" или от своего? Если от своего, вы - ненадлежащий истец и суд отправляет вас в известном направлении.
Если вы "жертва", то все в порядке: сразу вас никто никуда не пошлет. Суд потребует от вас доказательств. В частности надо будет прихватить вашу аудиозапись, аудиозапись с признаками плагиата, ноты обоих произведений на бумаге и возможно даже видеозаписи. В ходе заседания судья назначит экспертизу. Потому что с чего бы ему просто так поверить вам? Вы с судьей расходитесь до следующего раза. В это время специально обученный эксперт-авторовед долго и муторно накладывает одну дорожку на другую, вслушивается, вчитывается в любезно предоставленные вами ноты и принимает какое-то решение.
Когда вы с судьей через некоторое время встречаетесь на следующем заседании, выясняется, что эксперт совпадение нашел. И даже не одно. Но на воровство не тянет. Вы кричите, размахиваете стопкой нот, заносите в зал рояль, играете оба произведения, плачете, стоите на коленях, но судья непреклонен: "вор" ничего не крал, оплата судебных издержек идет вам бонусом. Дальше вы проделываете все то же в других судебных инстанциях и с тем же успехом. А услуги экспертов и адвокатов по-прежнему недешевы... В итоге настроения у вас давно нет, как нет денег и желания писать новые хиты разной степени бессмертности.
А ведь может оказаться, что "ворюга" вас просто немножко процитировал. Или подражал вам. Или кавер-версию сделал в рамках собственного видения вашей композиции. А может быть даже слал вам письма голубиной почтой со словами восхищения и просьбой использовать те несколько нот, из-за которых вы в долг сидите на таблетках в кабинете у психотерапевта. К тому же "вор" оказался так добр, что не вкатил вам встречный иск о клевете, потому что обвинение в плагиате ни много ни мало - обвинение в краже интеллектуальной собственности. А кража собственности - это преступление.
Может случиться и так, что ноты в ваших произведениях таки совпали прямо недвусмысленно. И судья с экспертом это подтвердят. А ваш ответчик скажет, что понятия не имел ни о вас, ни о вашей композиции, написал все сам и совпадения случайны. И сумеет это доказать. Тогда вы опять же оплатите все издержки и уйдете несолоно хлебавши.
Так стоит ли тратить нервы и спорить, кто, где, что и у кого спер, если это доказывается трудно и исключительно в суде? Если вы автор - да. Собирайтесь с силами и доказательствами, идите сразу в суд и боритесь за свои права несмотря ни на что. Исход дела в вашу пользу все еще вполне вероятен. Если вы человек сторонний, самым простым решением может быть не пойти на концерт "вора" и не поддержать его денежкой.