И автора Николая Эрдмана, и саму пьесу в советское время, увы, постигла печальная судьба.
Слишком открыто и откровенно, слишком прямо о неприглядном и сложном, чтоб этому позволили в то время спокойно существовать.
Но сегодня другие времена. Сегодня мы не боимся выносить «сор из избы», будь то семья или общество в целом. Потому что это не сор, а скорее повод для размышлений. Наших размышлений. Сегодня.
Да-да. Несмотря на то, что времена другие, проблемы взаимоотношений всё те же. Причём это по-прежнему касается и отношений внутри семьи, и отношений общества и человека. Особенно, если человек этот обычный, маленький. Как все.
Именно таков Семён Семёнович Подсекальников (Артур Мортиросов). И вроде бы всё у него хорошо, но как-то не заладилось. С работой, с женой, с тёщей. И вот уже не жизнь, а сплошное и бесконечное унижение. Несправедливое, не заслуженное. Выедающее изнутри и поселившее в голове мысли о самоубийстве.
Конечно, поначалу эти мысли как-то мельком, невзначай, и не воспринимаются всерьёз ни родными, ни самим Подсекальниковым. Но «сколько верёвочке не виться, а конец будет».
И дальнейшее как снежный ком. Стоило только раз другой припугнуть склочную жену угрозой самоубийства, как настаёт момент, когда она ВЕРИТ. И начинает искать, паниковать, вовлекать соседей по коммуналке, распространяя новость о желании мужа самоубиться всё большему количеству людей. Людей, которым до этого момента не было никакого дела до гражданина Посекальникова и его семьи, но которых вдруг заинтересовала тема его самоубийства.
Тема горяченькая, способная стать резонансной. Тема. Которую можно «развить и углубить» в своих интересах. Кому-то нужны те, кто положит жизнь за идею, кому-то хочется прослыть роковой женщиной, из-за которой мужчины накладывают на себя руки, у каждого находятся свои мотивы, записать самоубийство соседа на свой личный счёт. И все они наперебой уговаривают гражданина Подсекальникова проявить сознательность и посвятить свою предсмертную записку именно им. И вот на фоне всей этой делёжки «шкуры неубитого медведя», ярко высвечивается сам Подсекальников, осознавший, что умирать-то ему не только не хочется, но и незачем. А вот жить очень даже хочется.
Но общественность уже давит и настаивает! Уже и гроб оплачен, и траурные наряды пошиты.
Так чем же всё закончится? Не стану раскрывать главный секрет.
Скажу лишь, что постановка Дмитрия Акриша меня удивила. Удивила не только весьма тонким вплетением современности в текст, написанный почти сто назад, но и точностью образов.
Как ярко описан «семейный ад» Подсекальниковых, наблюдать который даже просто сидя в зале в качестве зрителя в какой-то момент становится невыносимо.
Браво Софье Безруковой и Елене Штепенко, сыгравших жену и тёщу.
Как чётко расставлены акценты, характеризующие каждого из «ходоков», пытающихся протолкнуть свою идею. Как ужасающе нелепа и абсурдна вся эта ситуация.
И как жалко бедного Подсекальникова.
Да и каждого из этих людей жалко. Просто каждого по-своему.
Сходите в театр!
Все фото из сети
Видео поклонов после спектакля