Доподлинно известно, что ещё первобытные люди старались обустроить свои жилища, используя для этого траву,
камень, глину, дерево. Самыми древними прообразами современной мебели считаются предметы, обнаруженные в Египте и
датированные III тыс. до н.э. – отсюда и берёт своё начало история появления мебели.
Привилегией правителей и сановников у египтян были, так называемые «парадные стулья». Особенно роскошно декорировались троны для фараонов. Только фараон мог себе позволить сидеть на кресле – «троне», богато украшенным сложной резьбой по слоновой кости и золотыми накладками.
Простые табуреты из массива, складные модели с ножками из бивней слонов, элементы сундучков, сделанные из чёрного дерева – всё это найдено в погребениях ранней династической эпохи (3400-2980 годы до н. э.). А в захоронениях правителей II тыс. до н.э. археологи нашли стул и ложе в виде деревянной рамы. Прямоугольная конструкция была перетянута верёвками, ножки кровати напоминали лапы хищных животных.
В Греции главным и многофункциональным элементом интерьера были сундуки. Древние римляне уделяли особое внимание стульям и кроватям, проявляя при этом свой тонкий вкус. Ремесленники использовали цветной мрамор, а готовые изделия украшали изящной резьбой, инкрустировали металлами и драгоценными камнями.
мебель морокко
Во второй четверти 18 века (прежде всего во Франции) на смену внушительно строгим барочным формам приходят интимные, прихотливо-динамичные. Это прежде всего характерно для времени правления Людовика XV, по имени которого стиль рококо в мебели и интерьерах чаще называют «Луи Пятнадцатый» («Луи Кенз»). Свойственные барокко размах и парадность отступают. Мебель свободно размещается в помещении, не загромождает его, сама является элементом украшения. В колорите преобладают самые нежные сочетания пастельных тонов. Лепной орнамент стен, зеркал, мебели, каминов, канделябров, рисунки тканей и формы дверных ручек тщательно прорисовывает рисовальщик-орнаменталист. Интерьер дополняют изящные светильники и многочисленные зеркала. Модны расставленные на каминных полках, специальных подставках-консолях и шкафах-горках изящные декоративные вазы и фарфоровые скульптуры (в это время в Европе появляется собственный фарфор). Мебель рококо приобретает хрупкую легкость и элегантность.
развития русской мебели
Русская мебель в своем развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера. В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.
Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее. Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.
В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.
Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий. В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжёлые и жёсткие.