Найти тему
Наука и фантастика

Моральные коллизии в космическую эру

Картинка, сгенерированная нейросетью по моему описанию.
Картинка, сгенерированная нейросетью по моему описанию.

Каждый фантаст, если он пишет не боевики, где главное - укокошить как можно больше народу, должен озадачиться моральными проблемами, неизбежно встающими перед его героями.

Конечно, ничего более острого и убедительного на эту тему, чем "Солярис" Лема, создано, по-моему, с тех пор не было.

Человечество, стремящееся в дальние миры, переносит туда все свои комплексы, страхи, обиды, грехи и проступки. Совсем непорочным агнцем никому не удастся остаться.

Если с Земли улетает человек, у которого там остаются родители, супруги, дети или бабушки-дедушки, он неизбежно оставляет их навсегда. Ибо, даже если он через некоторое время вернется, на Земле пройдут не просто годы, а десятилетия. Он уже не застанет родных. А если застанет, то в весьма ветхом состоянии.

Герои моей космооперы "Хранительница" поначалу не собираются покидать Землю совсем навсегда. Но в итоге так складываются их судьбы. Они всей своей многочисленной семье оседают на Тиатаре. И, чем дольше живут там, тем нереальнее становится возвращение. Не только из-за парадокса Эйнштейна, но и по причине невероятной дороговизны путешествия всем кланом (три поколения двух родственных семей!). К тому же дети и внуки Юлии и Карла родились на Тиатаре, зачем им стремиться на Землю? Только из любопытства? А если разделяться, то как? По какому принципу?.. Эта проблема остается нерешенной, потому что она нерешаема.

Картинка, сгенерированная нейросетью по моему описанию.
Картинка, сгенерированная нейросетью по моему описанию.

Еще одна ситуация, которая мельком затрагивается в книгах "Наследник" и "Двойник". Двое соучеников моей героини, Юлии, Питер и Катерина, заключают на Арпадане ранний брак. Рождается дочка, Афина. Потом Катерина увлекается командированным с Земли дельфинологом, расстается с Питером и улетает на Землю с новым мужем, оставив дочку Питеру и его отцу, сэру Колину Маклеоду. И после этого - ни гу-гу. Ни привета, ни весточки. Подрастающая Афина страшно обижена на мать-кукушку и, будучи брюнеткой, решает краситься в рыжий, чтобы быть похожей на папу и дедушку - рыжеволосых ирландцев. Но космопсихолог Камелия Древич говорит ей, что мотивы поступков матери могут быть ей непонятны, из чего вовсе не следует, что Катерина плохая. Зная, что она никогда больше не встретится с дочерью, Катерина могла преднамеренно оборвать все нити взаимной привязанности. Так это или не так, никто не знает. Но принцип "уходя - уходи" в условиях дальнего космоса - вполне разумная поведенческая стратегия.

Во многих фантастических романах в космосе действуют одиночки, и мужчины, и женщины. Авторам так проще. Не нужно придумывать героям семейное прошлое, вводить множество побочных персонажей, создавать лишние проблемы (куда девать больную бабушку, отправляясь покорять очередную планету, или что сказать ребенку, улетая в космос с концами).

У меня в "Хранительнице" о семье и семьях говорится, напротив, очень много - и о человеческих, и об инопланетных. Но проблем в итоге тоже немало. Мне кажется, так интереснее.

Роман "Письма Звёздному императору" выкладывается на Автор.тудей и на Литмаркете. Бесплатно.

А "Хранительница" на Литмаркете, Литрес и Бусти - платно.