Церковнослужителей Беда описывает как достойнейших и праведных людей, следовавших по пути Божьему и неуклонно стремившихся просветить англо-саксонский народ. Беда достаточно подробно рассказывает об интересных епископах и церковных деятелях, внесших большой вклад в церковь. Он приводит в пример идеальных служителей церкви, каковыми должны быть все, неся достойно священный церковный сан.
Наиболее живо он повествует о епископе Айдане, прибывшего в Британию наставлять англо-саксонский народ на путь истинный. Беда пишет: «Как правдивый историк, я пространно описал все, что совершено им или через него, чтобы восхвалить те его качества, которые достойны хвалы, и сохранить память о них для блага читателей. Таковы его миролюбие и милосердие, сдержанность и смирение, его душа, которая побеждала гнев и алчность и в то же время отвергала гордыню и тщеславие, его труды по исполнению и разъяснению Божьих велений, его упорство в учении и молитвенном бдении, его всегдашняя властность в исправлении гордых и могущественных и его кротость в утешении слабых, в помощи и защите бедных. Говоря коротко, все знавшие его могли сказать, что он поставил своей задачей не забыть ни одного из заветов евангелистов, апостолов и пророков, но все их воплощал в жизнь, насколько мог. Всеми этими его делами я весьма восхищаюсь и думаю, что они угодны Богу. Но я не хвалю и не одобряю его за то, что он не праздновал Пасху в положенное время» (книга III, гл. 17).
Еще один образцовый пример истинного священнослужителя – это епископ Кутберт. Вот, что мы видим в сочинении Беды о нем: «После посвящения Кутберта в епископы его сан, как у блаженных апостолов, украсился делами добродетели. Он охранял вверенную ему паству постоянными молитвами и обращал их к небу целительными наставлениями. Он учил их тому, что следует делать, но сперва показывал на своем примере, как это делается, как и подобает истинному учителю. Прежде всего он был одержим Божественной любовью, здрав мыслью, терпелив, настойчив и упорен в трудах и молитве и добр ко всем, кто искал у него утешения. Для него помогать слабым было не менее важно, чем молиться. Он был наделен даром покаяния и милостью раскаяния всегда был устремлен к небу. Так, вознося спасительную жертву Богу, он в Господней молитве не возвышал голос, но проливал слезы, исторгая их из самых глубин сердца» (книга IV, гл. 28).
Наилучшим примером достойного священнослужителя является Феликс Ноланский – древнеримский епископ, сделавший для христианства немало добрых дел. Беда пишет, что Феликса не интересуют унаследованные им богатства, ведь он взамен ним «предпочитает дары наследия, обещанного на Небесах». Вследствие чего образ Феликса у Беды более всего соответствует агиографическому канону. Беда характеризует Феликса с точки зрения личных качеств как разумного мужа и «смиренного раба Христова», а также указывает на его святость, говоря, что он «блаженный проповедник». Феликс ничего не брал лишнего и все лишнее старался отдавать беднякам и нищим. Он был приверженцем добровольной нищеты, владея при этом многими поместьями, домами и драгоценностями из родительского наследства. Возвратившись после гонений обратно к себе, он мог бы потребовать назад свое законное имущество, но не сделал этого. Феликс жил по принципу: «Все мне позволительно, но не все полезно».
Это же можно и увидеть при описании Бедой применительно к Айдану: «Среди прочих душеполезных уроков он преподал духовенству и полезнейший урок воздержания и самообладания; лучшим доводом в пользу его учения служило то, что он с его товарищами жил той же жизнью, которой учил. Ибо он не думал и не заботился о земных благах, но тут же с радостью отдавал первому встречному бедняку дары, полученные им от королей и сильных мира сего. Повсюду, в городе и деревне, он путешествовал пешком, если его не побуждала срочная необходимость. Все деньги, полученные в дар от богатых, он тратил на помощь бедным или на выкуп тех, кто был несправедливо продан в рабство. Многие из тех, кого он выкупил, позднее сделались его учениками и после его наставлений и поучений приняли священство» (книга III, гл. 5). Неверующих он убеждал добрым словом принять веру Христову, а верующих укреплял ее в них.
Церковные служители в сочинении – это образованнейшие мужи, стремящиеся к духовному совершенствованию, изучению священного Писания, псалмов, творению молитвы. Этим занимался постоянно и Айдан, а также все его спутники, где бы они не были. На примере Айдана Беда показывает, как нужно вести себя с непросвещенными массами, чтобы увлечь их за собой на праведный путь христианина. Так, Айдан объясняет младшему предстоятелю церкви о том, что сперва необходимо быть более мягким со своими слушателями и дать им основы учения на базовом уровне, дабы они смогли сперва окрепнуть, а затем уже «получить более сложные уроки и усвоить возвышенные заповеди Божьи». Грамотное сказанное слово Божье – вот, к чему должен стремиться священнослужитель в своей миссионерской деятельности и проповедях.
Беда создавал образ священнослужителя с активной и четко сформулированной позицией, которому следовало подражать в его праведных христианских делах.
Таким образом, после разбора этих двух важных лица в раннесредневековой Британии, как короли и церковные служители, необходимо проследить из взаимоотношения. Однако короли и церковь соприкасались друг с другом при решении как религиозных, так и политических и социально-экономических проблем.
Использованная литература:
Достопочтенный, Б. Церковная история народа англов / Б. Достопочтенный ; пер. В. В. Эрлихмана. – СПб. : Алетейя, 2001. [Электронный ресурс] : [сайт] – URL : https://sedmitza.ru/lib/text/440459 (дата обращения: 7. 12. 2022) – Загл. с экрана.
Достопочтимый Беда. Житие блаженного Феликса / Беда Достопочтенный ; пер. с лат., коммент. М. Р. Ненароковой // История через личность: историческая биография сегодня / под ред. Л. П. Репиной. – М., 2005. – С. 88-89.