Найти в Дзене
gid_artmoskva

ВИРСАВИЯ – ловкая бабенка или жертва обстоятельств?

Текст Ветхого завета предельно лаконичен. Это распаляет фантазию художников. Они широко трактуют образы, обогащают истории подробностями, переносят действие в другие места. Глава 11 второй Книги царств повествует о царе Давиде и Вирсавии. О том, как царь Давид увидел Вирсавию, жену полководца Урии, купающейся во дворе своего дома, и возжелал ее, и возлежал с нею, воспользовавшись тем, что муж был на войне. Этот грех царь Давид хотел скрыть, потому что прелюбодеяние сурово каралось. Вирсавия забеременела. Грех скрыть не удалось. Все довольно наивные хитрости, которые придумывал Давид, были шиты белыми нитками. Тогда Давид пошел на преступление: отправил Урию обратно на театр военных действий и своим наказом обрек его на верную смерть. Затем он женился на вдове. Но Бог все видит, и Давид был наказан – ребенок Вирсавии умер вскоре после рождения. Здесь можно почитать подробнее про преступление, а здесь - про наказание. Кстати, Давид особенно не раскаялся. И Бог не раз посылал ему наказани

Текст Ветхого завета предельно лаконичен. Это распаляет фантазию художников. Они широко трактуют образы, обогащают истории подробностями, переносят действие в другие места.

Глава 11 второй Книги царств повествует о царе Давиде и Вирсавии. О том, как царь Давид увидел Вирсавию, жену полководца Урии, купающейся во дворе своего дома, и возжелал ее, и возлежал с нею, воспользовавшись тем, что муж был на войне.

Давид и Вирсавия, Ян Массейс (1562), Лувр
Давид и Вирсавия, Ян Массейс (1562), Лувр

Этот грех царь Давид хотел скрыть, потому что прелюбодеяние сурово каралось.

Вирсавия забеременела. Грех скрыть не удалось. Все довольно наивные хитрости, которые придумывал Давид, были шиты белыми нитками. Тогда Давид пошел на преступление: отправил Урию обратно на театр военных действий и своим наказом обрек его на верную смерть.

Затем он женился на вдове. Но Бог все видит, и Давид был наказан – ребенок Вирсавии умер вскоре после рождения.

Здесь можно почитать подробнее про преступление, а здесь - про наказание.

Кстати, Давид особенно не раскаялся. И Бог не раз посылал ему наказание, но потом все-таки простил. В чем мораль, спросите вы. В том, что Бог всепрощающий.

Однако вернемся к самой истории, надеюсь, вы ее уже прочитали.

Согласитесь, история «жареная»)) Что нужно еще, чтобы она привлекла художников.

Их было немало в разные эпохи. В основном, они обращались к образу Вирсавии.

Вирсавия в купальне, Питер Пауль Рубенс (1635) Дрезденская галерея
Вирсавия в купальне, Питер Пауль Рубенс (1635) Дрезденская галерея

К моему разочарованию, на многих картинах ее образ трактовался весьма плоско: ловкая бабенка с красивым личиком и божественной фигурой соблазняет царя.

Надо заметить, что Вирсавия оставалась любимой женой Давида до конца его дней, правда, не единственной. Ей также удалось склонить Давида сделать преемником Соломона, именно ее сына, хотя других претендентов хватало (у Давида было много детей от 8 жен и наложниц).

К образу Вирсавии обращался Карл Брюллов.

Это стало одним из первых в русской живописи изображений обнаженной женской фигуры. Картина находится в экспозиции Третьяковской галереи.

Вирсавия, Карл Брюллов (1827-30), Государственная Третьяковская галерея
Вирсавия, Карл Брюллов (1827-30), Государственная Третьяковская галерея

Картина небольшого размера, но Брюллов работал над ней три года. Он то брался за краски, то убирал картину в угол.

Картина идеальна по колориту: белокожая красавица в лучах солнца, словно напоказ, рядом черная рабыня, чтобы оттенить фарфоровую кожу. Александр Бенуа назвал Вирсавию «сладострастной и блестящей».

А Брюллов был ужасно недоволен, понимая, что библейская история не выходит.

Однажды он запустил в картину сапогом и больше не притронулся к ней. Она так и осталась незаконченной, с непрописанными полупрозрачными кистями рук. Когда снова будете в Третьяковке, обратите внимание.

Почему Вирсавия не удалась Брюллову, а Рембрандту удалась?

Так как я не люблю Брюллова, позволю себе резкое высказывание: его Вирсавия – бесчувственная фарфоровая кукла (как многие модели на его картинах).

Посмотрим, как видит историю Вирсавии Рембрандт.

Вот тут она сидит, а в руках письмо от царя Давида, такое приглашение не оставляет выбора.

Бат Шева (Вирсавия) в купальне, Рембрандт Харменс ван Рейн (1654), Лувр
Бат Шева (Вирсавия) в купальне, Рембрандт Харменс ван Рейн (1654), Лувр

А вот портрет Урии. На заднем плане Давид, который смотрит ему в спину взглядом убийцы.

Давид и Урия, Рембрандт Харменс ван Рейн (1665). Государственный Эрмитаж
Давид и Урия, Рембрандт Харменс ван Рейн (1665). Государственный Эрмитаж

А вот портрет Хендрикье Стоффельс, жены Рембрандта, предположительно, в образе Вирсавии – никакой «обнаженки» или самолюбования.

Девушка купающаяся в реке, Рембрандт Харменс ван Рейн (1654) Национальная галерея, Лондон
Девушка купающаяся в реке, Рембрандт Харменс ван Рейн (1654) Национальная галерея, Лондон

Предположу, что Брюллов мог видеть эти работы Рембрандта. Поэтому сапог «великолепного Карла» полетел в сторону мольберта.

А вам какая Вирсавия кажется более правдоподобной?