Карелы – выходцы из Финляндии. Они обосновались в Тверской губернии в 17 столетии. Переселение проходило с территории нынешней Ленинградской области. Это известно благодаря «Сборнику статистических сведений о Тверской губернии» за 1885 год [7,12]. Большинство карел принадлежали к греко-католической церкви, поэтому они были духовно близки именно к народу России, что и послужило причиной их переселения.
Карелы жили большими группами. В Вышневолоцком уезде на 1885 год это были: Никулинская, Козловская, большая доля Осеченской, половина Раевской волости, доля Лугинской и также Заборовская волость, которая в большей степени была населена карелами. В этих частях был сохранен свой язык. Обрусение было зарегистрировано только в двух волостях. К ним относятся деревни Хмелево (Парьевской волости) и Дубняки (Овсищенской волости). Причиной такого исхода событий может стать то, что карелы в этих частях не жили обособлено.
Безусловно, проживая среди народа Тверской губернии, некоторые карелы заключали браки с людьми из этой местности, тем самым меняли свою национальность. Исторические бури и метания ХХ века приводили к вынужденным перемещениям и карел, и русских.
Таким образом, если на момент переписи населения 1897 года (рис.1) в Вышневолоцком уезде было 27809 человек, то по данным 1939 года (рис. 2) карельское население составило 1174 человека. Количество людей данной национальности уменьшилось на 93,6 процента. Число по своей сути чудовищное.
К началу советско-финской войны в 30-е годы прошлого века был организован «второй» фронт борьбы с врагами населения внутри страны. Карелы, которые были выходцами из Финляндии, попали под этот молот репрессий. Стояла задача поймать и истребить «врагов народа», которых уже было более чем достаточно. «Ловля ведьм» продолжалась очень долго. Многие успели понять, что быть карелом опасно для жизни. За это время они успели уехать, выйти замуж или жениться для того, чтобы изменить свою фамилию, национальность. Благодаря этому численность карел в Тверской области сильно сократилась.
Нужно отметить, что в самом начале многие карелы активно поддерживали советскую власть в надежде, что она поможет развить их культуру, создать собственную письменность, а также комфортные условия для жизни. По данным книги Головкина А.Н: через 10 лет после установления Советской власти в 1927 году на территории Тверской губернии 1004 карела были членами сельсоветов, 45 работали председателями сельсоветов, 130 - членами ревизионных комиссий, 5 - председателями волисполкомов. [2, 131]. Общее число уже сопоставимо с количеством карел в 1939 году, а было же много людей, которые просто трудились и не занимали ответственные посты.
Основной террор пришёлся на 1937-1938 годы, когда пострадало до 1,5 миллиона человек. Впрочем, точная численность до сих пор устанавливается.
Если отец и (или) мать объявлялись «врагами народа», то это ставило крест на возможности получить образование и построить карьеру их ребенку. Такие люди были окружены атмосферой ужаса, им объявляли бойкот.
Расстреливали не только «бывших кулаков», но и священников, рабочих, безработных, людей с иностранной («нездешней») фамилией. На плаху попасть было легко.
По данным сайта «Возвращенные имена» всего репрессировано в Тверской области было 5655 человек, из них 305 карел (из них 19 выходцев из Вышневолоцкого уезда). Я считаю, что это не полный перечень.
Можно бесконечно задаваться вопросами, почему и зачем существовали репрессии, но они были, и этого не изменить. Из-за них из жизни ушло много людей. Исследования же говорят о том, что далеко не всегда обвинения были обоснованы.
По сведениям работников НКВД к моменту первых арестов в феврале 1938 года в этой организации состояло свыше 250 человек исключительно карел. Из них 139 человек были признаны врагами народа и арестованы. Среди них более 40 работников народного образования: директоров школ и учителей, весь партийный и советский руководящий состав, работники редакции газеты «Карельская правда» и многие другие.
Стоит упомянуть еще один интересный момент. Это было уголовное дело № 13601 по обвинению Белякова Алексея Антоновича в контрреволюционной и разведывательной деятельности в пользу Финляндии, которое возбудили 9 февраля 1938 года управления НКВД по Калининской области.
Выдержка из данных сайта «Возвращенные имена. Карта памяти России»: Беляков Алексей Антонович, 1901 г. р., уроженец хут. Яблонька Новокарельского р-на Калининской обл., прож.: г. Калинин, ул. Желябова, д. 37/13, карел, член ВКП (б), из крестьян, и. о. доцента Калининского пединститута. Арестован 10.02.1938, обв.: ст. 17; 58, пп. 1 "а", 4, 8, 11 УК РСФСР.
Так же просмотрев данные этого же сайта мы можем найти следующую запись: Беляков Александр Антонович, 1905 г. р., уроженец д. Н. Яблонька Новокарельского р-на Калининской обл., прож.: г. Ленинград, пр. Добролюбова, д. 6, кв. 101, карел, б/п, из крестьян, аспирант Ленинградского института языка и письменности. Арестован 26.09.1938, обв.: ст. 17; 58, пп. 1 "а", 4, 8, 11 УК РСФСР.
Путем незамысловатых сравнений имен, места и года рождения мы можем сделать вывод о том, что Александр и Алексей вполне могут быть братьями. Оба арестованы по статье ст. 17; 58, пп. 1 "а", 4, 8, 11 УК РСФСР. Цитата из УК РСФСР: 58-1а. Измена родине, т. е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу караются — высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок десять лет с конфискацией всего имущества. [5, 33]
В данном обвинении говорилось о том, что в своей преступной деятельности Беляков достаточно изобличается. Но это утверждение опровергается отсутствием в деле каких-либо доказательств как на день ареста, так и позднее. Отрицая обвинение, Беляков А.А. резонно пишет: «Если моя работа по внедрению латинизированного алфавита среди карельского населения является работой буржуазно-националистической, то я признаю себя виновным в этом. Если моя работа по карелизации не является буржуазно-националистической, то виновным себя в предъявляемом обвинении не признаю». [2, 149]
А. А. Беляков – карел по национальности. Он был хорошо известен и в общественных кругах области, и среди населения. А. А. Беляков работал учителем, затем редактором карельской газеты «За колхозы», далее старшим редактором отдела карельской литературы отделения издательства Мособлисполкома, а потом редактором карельского издательства в Лихославле. После окончания аспирантуры в Центральном научно-исследовательском институте национальностей, он трудился в Калининском педагогическом институте, а в момент ареста (10 февраля 1938 года) занимал должность заведующего кафедрой кареловедения.
Алексей Антонович, будучи аспирантом, подал докладную записку в ЦК КПСС о переводе карельской письменности на русский язык. Изначально это и стало основой для обвинения. Обоих братьев освободили в 1939 году, а также восстановили на работе и в партии с сохранением стажа.
Если изучать списки всех карел, кто подвергся репрессии, то мы увидим, что было очень много арестованных людей разных слоев населения. В равной степени под маховик этого странного «правосудия» могли попасть как крестьяне, так и учителя, инженеры, представители органов власти. Забирали без разбора.
К примеру, в списках репрессированных 26 монахинь, из них 7 из филиала Вышневолоцкого Казанского женского монастыря в п. Спирово.
Все обвинены по статье: ст. 58, пп. 10, 11 УК РСФСР «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев». Многие жители поселка Спирово не знают, что их центр был когда-то территорией Успенской киновии Вышневолоцкого Казанского монастыря. Лишь поклонный крест напоминает о том, что раньше здесь располагалось кладбище, которое в середине 30х гг. XX в. сравняли с землёй.[8,23].
Это далеко не вся история о репрессиях. Также продолжают вестись работы по выявлению новых имен пострадавших.
Невозможно не сказать о том, что историю надо помнить, чтобы была возможность не допустить ошибки наших предков.
1. Население Тверской области // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Тверской_области (дата обращения: 08.08.2022).
2. Головкин А.Н. История Тверской Карелии. . - Тверь: Издательство Студия-С, 2008. - 432 с.
3. Демоскоп Weekly // Центр демографии и экологии человека URL: http://www.demoscope.ru [18.08.2022]
4. Золотарев Д. А. Население Тверского края. Тверь, 1929. 24 с.; он же. Карелы СССР. Л., 1930.
5. Именной список URL: https://cloud.mail.ru/public/42Ct/Syx7Embpx [18.08.2022]
6. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. [и с предисл.] Н.А. Тройницкого. - [Санкт-Петербург] : издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905 ; 27 см. - Т. 43 : Тверская губерния. - 1904. - [6], XIV, 261 с. : табл. - Раздельная пагинация.
7. Сборник статистических сведений о Тверской губернии / Статистический отдел Тверской губернской земской управы. - Издание Тверскаго губернскаго земства. - Тверь: Тип. Губ. Правления, 1885. - 32 см. - Т. 3 : Вышневолоцкий уезд / [предисл. В. Покровского]. - 1885. - [632] с. разд. паг.: карт. - Содерж.: Общее обозрение уезда; Население; Землевладение ; Сельское хозяйство ; Промыслы и торговля ; Приложения ; Особые приложения ; Таблицы ; Список населенных мест.
8. Сказание о Казанской женской общежительной обители, близ г. Вышняго Волочка Тверской Епархии», Тверь. 1890 г., стр. 181 – 182.
9. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. Статья 58. // Бессмертный барак URL: https://bessmertnybarak.ru/article/statya_58_ukrsfsr/ (дата обращения: 08.08.2022).