История заселения Чумая неразрывно связана с уголовной и политической ссылкой. Сами чумайцы говорили, что «…большинство (населения Чумая) были судимые и ссыльные…, а добровольных переселенцев было мало». Уже со второго десятилетия ХIХ в. в Чумай стали массово причислять ссыльнопоселенцев. Ссыльные водворялись в Чумай практически до революции 1917 г. Всего в Чумай за почти вековой период было сослано на поселение более 400 человек. Из них только около 100 ссыльных со временем обзавелись семьями и положили начало чумайским крестьянским династиям. В этническом плане чумайские ссыльные представляли русских, украинцев, белорусов, поляков и литовцев. Имеются данные о проживании татар и цыган, но они не укоренились в Чумае. Массовое поступление ссыльнопоселенцев в Чумай было в начале 20-х гг. ХIХ в., когда на казенные земли была выслана большая группа малороссиян (в это же время ссыльными украинцами было основано село Алчедатское). Затем в 60-х гг. ХIХ в. к Чумаю было причислено около 50 так называемых «польских переселенцев», участников восстания 1863 г. в Польше и Западных губерниях Российской империи. Следующая группа этнических украинских ссыльных была поселена в Чумае в 80-х гг. ХIХ в. Это были бывшие крепостные крестьяне Полтавской губернии, которые устроили волнения, протестуя против небольших земельных отрезков после отмены крепостного права. Таким образом, украинцы составили довольно значительную часть населения в Чумае. Согласно Списка населенных мест Томской губернии за 1868 г. малороссияне распределились в Мариинском округе следующим образом: село Алчедатское – 646 душ обоего пола, Усть-Серта - 108, в Чумайской - 86. Кроме массовых водворений ссыльных, в течение всего ХIХ и начале ХХ вв. в Чумай поступали ссыльные как поодиночке, так и с семьями из различных мест Российской империи. Стоит сказать, что некоторые ссыльнопоселенцы первоначально были размещены в других старожильческих селениях Мариинского округа, и лишь позднее в силу различных обстоятельств перебрались в Чумай.
Первым массовым поступлением ссыльных в Чумай было водворение примерно 30 ссыльнопоселенцев. Большую часть из них составили малороссияне, высланные из Херсонской губернии в начале 20-х гг. ХIХ в. В мемуарах одного из чумайских старожилов было записано, что «В половине девятьнадцатого века поселились вниз по реке Кия на север от Чумая в тридцати километрах село Алчедат. Украинцы, выселенные за неповиновение своему помещику, целиком несколько поселков, но в Сибири они поселились в одном селе около двухсотпятидесяти хозяйств. Выселены они были из Херсонской губернии». Это были бывшие украинские казаки, переведенные помещиком С.М. Кочубеем из Полтавской губернии в свои владения в Тираспольском уезде Херсонской губернии, где они основали слободу Кочубеевку на реке Висунь. С 1814 по 1821 гг. крестьяне Кочубеевки отстаивали свои права, не признавая себя крепостными. В конце концов, не подчинившись помещикам, они всей деревней были высланы в Сибирь на казенные земли. Большей части херсонских ссыльнопоселенцев в 1822 г. были отведены земли для поселения в Дмитриевской волости Томской губернии, где они основали деревню Алчедат. Около 20 ссыльных херсонцев были водворены в деревню Чумайскую, другие были причислены в окрестные деревни: Верх-Чебулу, Усть-Серту, Тисуль. В связи с этим представители херсонцев по фамилиям Барабаш, Караульные проживали в Алчедате, Чумае и Усть-Серте, Винниченко осели в Алчедат и Верх-Чебуле, Бондаренко в Алчедате, Чумае и Усть-Серте. Со временем малороссийские фамилии ссыльных херсонцев подверглись русификации. Например, фамилию Барабаш в документах церковного и мирского учета стали записывать как Барбашев, Винниченко в форме Вениченко и Винниковы, Грига превратились в Дрыгиных, фамилия Пацула записывалась как Пацурин или Пацулин. Ниже приведен список фамилий ссыльных малороссиян села Чумай.
Алексеенко. Фамилия Алексеенко образована от крестильного церковного имени Алексей греческого происхождения и восходит к древнегреческому «защищать», «отражать», «предотвращать». Фамилия широко распространена во всех регионах Украины и России. Патронимический суффикс –енко, имеющий наибольшее распространение на Украине, в фамилии Алексеенко означает сын Алексея. Со временем фамилия не изменилась, хотя в досоветский период нередко представители чумайских Алексеенко записывались как «Алексеенкины».
Барабаш. Фамильное прозвание Барабаш в древности было распространено не только в Малороссии, но и по всей Руси. Со временем в России фамилия русифицировалась и превратилась в Барабашов или Барбашов, а также Барабашин. Так, с ХV в. в России известен род князей Барбашиных, являвшихся ответвлением Рюриковичей. Основой фамилии, по всей видимости, является прозвище Барабоша или Барабаш, возможно также бывшего и нецерковным личным именем. Ряд ономатологов сходятся во мнении, что этимология прозвища «барабаш», «барабоша» означает пустомеля, бестолковый, суетливый человек. В тамбовских говорах барабошей называли бестолкового, суетливого, беспорядочного человека, в новгородских – болтуна, в псковских - вруна, пустомелю. Возможно происхождение термина «барабаш» имеет тюркскую основу и означает «разумный», «умная голова». Так, Н.В. Бирилло производит слово «барабаш» от киргизских слов «бара» частичка, кусок и «баш» голова. Особенно часто фамильные прозвания Барабаш фиксируется в казацкой среде, что связано, прежде всего, с традицией давать прозвища в Запорожской Сечи. Такое прозвище мог носить неспокойный, суетливый человек или болтун. В истории известны несколько атаманов запорожцев с фамилией или прозвищем Барабаш. Потомки ссыльных херсонцев Барабаш в досоветский период всегда писались в русифицированной форме Барбашевы, Барабашовы или Барбашины. В сельскохозяйственной переписи 1916 г. чумайцы Барабаш записаны как Барбашевы.
Бондаренко. Фамилия Бондаренко относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от личного прозвища «бондарь». Фамилия относится к так называемым «профессиональным» именованиям. Бондарем в старину называли ремесленника, который делал бочки, чаны, кадки и другого рода домашнюю утварь. Этимологически слово «бондарь» (укр. бо́ндар, бо́днар, белор. бо́ндар, польск. bednarz, чеш. bednář, в.-луж. bětnaŕ) является производным от бо́дня-«кадка, бочка». Суффикс –енко означает сын бондаря. Также существует мнение, что Бондаренко называли помощника бондаря, в отличие от фамилии Бондарчук дававшегося подмастерью бондаря. Фамильное прозвание Бондаренко известно, как среди украинского крестьянства, так и казачества на всей территории Украины, за исключением западных областей. В дореволюционных источниках фамилия чумайцев Бондаренко практически всегда записывалась в русифицированной форме Бондаренкин или Бондаренков.
Горощенко. Фамилия херсонцев Горощенко происходит от некрестильного имени Горох или Гороша. До введения на Руси христианства наречение ребенка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространенной традицией. Согласно другой гипотезе, в основе фамилии Горощенко лежит не мирское имя, а прозвище Гороша. Так могли прозвать человека, который занимался выращиванием гороха на продажу. Суффикс –енко подчеркивает украинское происхождение предков Горощенко. Фамилия зафиксирована среди запорожских казаков. Так, в Реестре Войска Запорожского за 1649 г. казаки с фамилией Горощенко числились в сотне Кутобеевской Уманского полка и сотне Иченской Прилуцкого полка. В документах церковного учета чумайцев Горощенко записывали на разный манер: Хорошенко, Герастенко, и также в русифицированной форме: Горощенков или Горощенкин.
Еремченко. Фамилия Еремченко относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от крестильного имени Иеремия. Мужское каноническое имя Иеремия в переводе с древнееврейского означает «возвышенный Богом». В основу фамилии Еремченко легла производная форма имени Иеремия — Еремча. Суффикс –енко говорит о том, что фамилию Еремченко носил сын Еремчи-Еремея как и все его потомки. В чумайских причтовых документах фамилия чумайских Еремченко зачастую писалась в русифицированной форме Еремченков.
Караульные. Фамильное прозвание Караульный видимо первоначально означало прозвище «караульный». Очевидно, прозвище «Караульный» относится к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на деятельность основателя фамилии: он мог быть часовым, стражем или сторожем. В основе прозвища лежит нарицательное «караул», заимствованное в свое время из тюркского языка и в переводе на русский означавшего «стража». Фамилия Караульный сохранилась в украинском и белорусском языках. Аналогичная фамилия в русском варианте в настоящее время звучит как Караулов или Караульнов. В ХIХ в. херсонских поселенцев периодически записывали с окончанием –ых (Караульных), но бывали случаи русификации фамилии с суффиксом –ов (Караульнов).
Крамаренко.Фамилия Крамаренко относится к разряду профессиональных прозвищных фамилий. В основу фамилии легло так называемое профессиональное прозвище, указывающее на сферу деятельности его носителя – Крамарь. «Крамарь» на юге Руси, в Украине, в псковских, костромских говорах это прозвание мелких бродячих торговцев-коробейников. Согласно словарю Владимира Даля, крамарь – это «мелочник, разносчик или лавочник, торгующий щепетильным, бабьим товаром; иголочник, щепетильник, мохрятник». В украинском языке слово крам означает «товар, предметы торговли». Слово «крам» и «крамарь» было заимствовано из немецкого языка. По-немецки «kram» – «лавка», владелец лавки – «кramer». Таким образом, прозвище Крамарь мог получить владелец небольшой лавки или торговец галантерейными и парфюмерными товарами, разъезжий купец или человек, занимавшийся доставкой, разносом. Учитывая немецкую основу фамилии, можно предположить, что местом появления фамилии Крамаренко является Галиция, с давних времен находившаяся под западноевропейским (польско-литовским) влиянием, а позднее ставшая частью Австро-Венгрии. Фамильное прозвание Крамаренко часто встречается у запорожских казаков. Так, согласно Реестра Войска Запорожского за 1649 г. фамилии и прозвища Крамарь и Крамаренко зафиксированы в Чигиринском, Корсунском, Белоцерковском, Уманском, Браславском, Калницком, Миргородском, Пултавском и Прилуцком полках. Чумайцев Крамаренко в старину записывали как Крамаренковы или Крамаренкины с чередованием гласных «о» и «а».
Ляховы. Фамилия Ляхов относится к разряду отэтнонимических и произошла от прозвища «лях». Одно из первых упоминаний этнонима «ляхи» зафиксировано еще в «Повести временных лет». На Руси ляхами обычно называли представителей западнославянских племен и конкретно поляков. По всей видимости, на поляков распространился этноним «ляхи» в связи с тем, что так называлось одно из польских племен в Силезии. Этимологически слово «лях» связано с древнеславянским «лех», означающее «борозда, гряда, поле, пустощь, необработанное поле». Таким образом, лях, это человек, занимающийся росчистным земледелием, широко распространенным в древности у славян. Однозначно утверждать, что фамилию Ляхов мог получить этнический поляк нельзя. В старину прозвищем «лях» могли назвать человека, одевавшегося по польской моде, а также и любого выходца из Польско-Литовского государства. Учитывая историческое противостояние русских с поляками в Средневековье, прозвище «лях» могло носить и бранный характер. В украинском языке фамилии произошедшие от прозвища «лях» звучат также как Ляшко, Ляшенко и т.д. Фамильное прозвание чумайских Ляховых изначально звучало как Лях, а позднее приобрело русифицированную форму Ляхов.
Носенко. Основой фамилии Носенко является прозвище, а может быть и старинное мирское имя Нос. По каким причинам было дано такое прозвище или имя предку рода Носенко сейчас сказать трудно. Можно предположить, что имя или прозвище могли дать по характерной особенности носа. Очевидно, такое прозвище получил человек с носом примечательной формы или размера. Возможно, в старину Нос было обычным мирским именем. По мнению ономатологов есть большая группа русских фамилий, образованных от мирских неканонических имен, связанных с названием частей тела человека (Губа, Лоб, Нога, Щетина, Глаз и т.д.). Фамильное прозвание Носенко является распространенным на Украине и безусловно имеет украинское происхождение. Фамилия Носенко упоминается в списках Чигиринского, Черкасского, Уманского, Корсунского, Переяславского, Кропивенского и Миргородского полках войска Запорожского. Как и многие украинские чумайские фамилии, Носенко в досоветских письменных источниках подвергалась русификация в форме: Насенкин-Носенкин.
Пацуло. В основе фамилии Пацуло лежит прозвище «Пацула», характеризующее внешний вид или физические особенности человека. Фамилия в основном локализуется на Западной Украине, в Винницкой, Львовской областях, на Полтавщине, где существует село Пацула, а также в Новороссии. В связи с этим можно однозначно сказать, что фамилия Пацуло имеет украинские корни. Суффиксы –ало происходят от глагольной формы, обозначающее действие. Можно выделить несколько вариантов происхождения фамилии. По первой версии прозвище Пацула восходит к украинскому глаголу «пацати» - «ударять, стучать ногами в знак неудовольствия» или «лежа на животе, бить ногами по земле». Таким образом, это прозвище могло указывать на особенности поведения, характер предка. Согласно другой версии, в основе этой фамилии лежит слово «паця», что по-украински означет «чушка», «поросенок». В этом случае прозвище «пацула» мог получить нечистоплотный или очень полный человек. Среди малороссийского казачества фамилия Пацуло была в списках Гадячского полка, комплектовавшегося на Полтавщине. В Сибири фамилия херсонцев Пацуло не имела устойчивой письменной формы. Так, фамилия одного из первых чумайских ссыльнопоселенцев писалась как Пацулин, Подсулин, Падцулин. Встречалась и украинизированная форма фамилии: Пацуленко. Даже в 30-х гг. ХХ в. чумайские Пацуло иногда были записаны как Пацулины (Искра Ленина 1934 №7 4 сентября).
Сербины.Фамильное прозвание Сербины относится к категории отэтнонимических, образованных от национальной принадлежности основателя фамилии. В основе фамилии лежит этноним «серб», древнейшее самоназвание славян. Этноним серб образован от праславянских форм *sьrbъ и *sъrbъ, производных от индоевропейского слова, означавшего «сеять, родить, производить», «род, народ» (Шафарик П. Славянские древности. М., 1847. Т. I. Кн. I. С. 315-316). Исторически основной ареал проживания сербов, это территория Сербии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговины. В ХV в. сербские земли попали под власть Османской империи, а северные районы с конца XVII века вошли в состав Австрийской империи. Потеря независимости стала причиной миграций сербов из мест традиционного проживания. Традиционно сербы бежали на территорию Украины и России. На Украине сербы нередко вливались в состав казачества. В Реестре Войска Запорожского за 1649 г. отэтнонимические фамилии Сербин, Сербиненко, Сербинов упоминаются в Чигиринском, Корсунском, Уманском, Браславском, Кропивенском, Пултавском полках. Согласно Реестра Войска Запорожского за 1756 г. фамилия или прозвище Сербын фиксируется в Брюховецком, Деревянковском, Каневском, Кушивском, Пластуновском, Роговскоми и Тимошевском куренях. Необходимо отметить, что сербские переселенцы пребывали в Россию в большинстве своем уже с фамилиями. Если и были безфамильные эмигранты, странно было бы давать фамилию Сербин одному из тысяч переселившихся сербов. Поэтому, вероятнее всего предок херсонских Сербиных обосновался на Украине, возможно в среде запорожских казаков в Побужье. Фамилия чумайского ссыльнопоселенца изначально звучала как Сербиненко, но с середины ХIХ в. она приобрела русифицированную форму Сербинин или Сербин.
Фенченко. В основе фамилии Фенченко лежит мужское или женское крестильное имя, в уменьшительной или разговорной форме звучащее как Фенча. Вероятно, уменьшительное Фенча является производным от мужского имени Парфений (от греческого «девственный, чистый»). Также, фамилию Фенченко могли дать сыну Феоны. Имя Феона могло быть как мужским, так и женским. В переводе с греческого, Феона означает «божественное разумение». В христианский календарь имя Феона вошло в память епископа александрийского, преподобного Феоны (умер в 300 году). В православной традиции отмечается память ещё троих священномучеников, носивших имя Феона, самый известный из которых – святитель Феона Солунский (память чтится 17 (4) апреля). Уменьшительным именем Фенча могли звать и Аграфену. Имя Аграфена является народной формой имени Агриппина (возм. от лат. «горестная»). Следует отметить, что фамилии, образованные от женских имен, малочисленны, поскольку традиционно за основу бралось имя отца как родоначальника и главы семейства. Фамилия Фенченко распространена на Украине и Белоруссии. В XVII в. фамилия Фенченко встречается среди запорожских казаков. Так, в Реестре Войска Запорожского за 1649 г. в Черкасском полку в Мошенской сотне записан Семен Фенченко, а в Калницком полку числился сотник Фесько Фенченко. Чумайские Фенченко иногда, по-видимому из-за схожести фамилий других ссыльных херсонцев, записывалась как Венниченко, Винниченко или Вириченко (Виричев).
©Кузьмин О.Ю., 2023.
Данная статья является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование без указания ссылки на автора и источник.
«Копирование без указания источника запрещено», «All Rights Reserved», «Все права защищены».
Продолжение следует. Предыдущая статья https://dzen.ru/media/id/6371e8cb49c68a7a313cf22f/640d7e3a6c70be00282619b0