Что изменил кризис в защите и поощрении капиталовложений? Как проходит перезапуск инструмента? Какие регионы наиболее готовы к заключению новых СЗПК? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.
После паузы продолжительностью почти в полтора года государство перезапустило соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые еще до пандемии хотело сделать ключевым инструментом господдержки. За время «ожидания» власти сменили агента сопровождения проектов (им вместо «Агентства инвестиционного развития» стал ВЭБ.РФ), добавили возможность подавать и согласовывать документы в электронном виде, подписывать соглашения на уровне регионов и получать заключения (в том числе отрицательные) от руководства субъектов о федеральных инициативах, реализуемых на их территории. Кроме того, повысили минимальную планку вложений в федеральные проекты и убрали верхнюю планку вложений в региональные.
Один из главных инструментов планируемого ускоренного подписания соглашений — ГИС «Капиталовложения» — запустили летом 2022 года. В ближайшие два года должна заработать вторая очередь этой системы. Как ожидается, она позволит не только вести электронный документооборот (как это происходит сейчас), но и проводить мониторинг успешной реализации проектов, «конструировать» соглашения, разрешать споры, обеспечивать процесс получения субсидий, запускать публичную проектную инициативу и др. Впрочем, после принятия необходимых нормативных актов и ввода второй очереди системы в эксплуатацию в начале 2025‑го до ее выхода на «проектную мощность», по нашей оценке, понадобится еще, по меньшей мере, год.
По нашей оценке, к марту 2023 года удалось построить и запустить объекты в рамках 11 «старых» СЗПК на 83,3 млрд руб., это почти треть по количеству и 6,7% по инвестициям от всех подписанных в 2020‑2021 годах. Всего в сегменте относительно успешных СЗПК находятся 26 проектов на 804,6 млрд руб.: объекты по ним уже введены в эксплуатацию, близки к ней или еще строятся, но без очевидных проблем. Среди СЗПК 2020‑2021 годов с сыгравшими рисками, а также с очевидными сложностями в реализации, находятся десять проектов на 428,4 млрд руб. Большинство из них пострадали от внешнеэкономических шоков, санкций и ограничений, приведших к ухудшению логистики и снижению спроса. Но два СЗПК почти на 65 млрд руб. — в сфере общественного транспорта — скорее всего не смогут быть реализованы в рамках инструмента. Эти проекты запускали в формате концессии и местные власти заинтересовались предложениями инвесторов, не подписывавших СЗПК.
После перезапуска соглашения заключают пока медленнее, чем в 2020‑2021 годах, следует из данных, имеющихся в открытом доступе. За полтора месяца с момента заключения первого СЗПК по новым правилам — к началу февраля 2023 года — подписано лишь шесть соглашений на 408 млрд руб. против 25 шт. на 895 млрд руб. за такой же период по старым правилам. Это может быть связано с более глубокой и долгой проверкой проектов новым агентом сопровождения, последствиями инвестиционной паузы, когда и публичная, и частная сторона более осторожно выбирают инициативы для реализации, а также более долгим поиском импортозамещающего оборудования, если оно необходимо.
Вместе с тем, пока средний объем новых соглашений почти на 90% больше, чем у подписанных в 2020‑2021 годах: 68 млрд руб. против 36 млрд руб. Причина в том, что новые соглашения заключали в основном для капиталоемких проектов в химической и горнодобывающей промышленности, тогда как два года назад почти четверть от всего количества СЗПК — 8 шт. из 36 шт. — относилась к сельскому хозяйству и пищевой промышленности. Одним из первых в 2022‑2023 годах было подписано соглашение с рекордным объемом инвестиций по строительству первой очереди горно-обогатительного комплекса на базе Черногорского месторождения медно-никелевых руд в Красноярском крае на 240 млрд руб. Среди соглашений 2020‑2021 года максимальный заявленный объем инвестиций составил 178 млрд руб. (строительство целлюлозно-бумажного завода в Карелии).
За минувшие два года информация о новых заключенных СЗПК стала еще менее публичной. Минэкономразвития перестало сообщать о подписанных соглашениях в пресс-релизах, не обновляется ранее заполненный реестр СЗПК на портале электронного бюджета. Это может быть вызвано общей тенденцией к засекречиванию статистической информации из‑за возможных санкционных рисков для отраслей в целом и отдельных компаний в частности.
По нашей оценке, более трети российских регионов (свыше 30) участвовали в запуске проектов СЗПК в 2020‑2023 годах для федерального уровня, а первое соглашение на региональном заключили в Ханты-Мансийском автономном округе на строительство металлургического завода. Мы полагаем, что наиболее активными в заключении новых соглашений могут стать регионы, которые имеют опыт участия в их подготовке и пул планируемых к запуску проектов. Среди наиболее готовых к работе с инструментом субъектов федерации — Татарстан, Башкирия и Свердловская область. Они создали заявки для проектов с общим объемом инвестиций 590 млрд руб.
Читайте полную версию обзора.
Там же на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, «Строительство в регионах: итоги 2022 года».