Недавно я открыла продуктовый магазин (есть отдельный канал "Реальный бизнес"). Поскольку физически невозможно было заниматься всем и сразу, встал вопрос найма персонала, а конкретно - продавцов. Первым моим сотрудником была моя мама (об этом на другом канале). В процессе работы мы просто повесили объявление на павильон. Женщина пришла сама. По виду вроде бы нормальная. Она работала первую половину дня, пока я разбиралась с бухгалтерскими делами. И вроде бы все ничего, но... Она была проблемным человеком. Поскольку все свои средства я вкладывала в новый бизнес, и ненужные траты абсолютно не входили в мои планы. Но у нее всегда что-то происходило: то замок сломался, нужно заменить, то обувь порвалась, то из съемной квартиры выселяют, то свет отключают и еще много чего. Практически каждый день (отработала она три недели). В результате она выбрала свою зарплату вперед (немного, за две смены, но неприятно), а потом не вышла работу. На звонки не отвечала, на сообщения тоже. Я позвонила своей знакомой, попросила ее выручить и поработать. Она согласилась.
Что мы обнаружили? Под видом сока мой первый продавец пила разбавленную водку. Она мне всегда казалась сонной, но явно выраженного запаха перегара не было. Правда, красное лицо и глаза, которые списывались на повышенное давление. Через три дня она пришла на работу, но место уже было занято. Как выяснилось позже, она действительно алкоголик, начала давить на жалость, что у нее жизнь тяжелая, потом просила отработать долг. Я отказала. Почему? Она бы вышла на работу и снова взяла бы из кассы деньги. Долг бы не отработала, накопила бы новый. Это первое. Во-вторых, пьющий на работе сотрудник не нужен. То, что он делает в свободное от работы время - его личное дело. На работе такого не должно быть.
Я знаю, что многие работодатели сталкиваются с такими проблемами. Очень много моих клиентов жалуются на своих сотрудников, которые приходят на работу в пьяном виде или с перегаром. Что ждать от такого сотрудника? Заснет, что-нибудь сломает, потеряет, неправильно даст сдачи, нагрубит покупателям, себе случайно нанесет вред и так далее. Поэтому от таких работников стараются избавляться. И вообще, при трудоустройстве стараются как можно больше собрать информации об этом человеке. И да, "черный" список как сотрудников, так и работодателей существует. Не нужно думать, что я тут нагажу и пойду дальше. Нет, это так не работает. Я про свою "работницу" никакой такой информации не пускала. Зато ее бывшая начальница, скорее всего, и приукрасила, поскольку у меня она такого не делала. Но, может быть, просто не успела. Могу сказать, что на такие грабли я наступала дважды, но это уже на другом канале.
К чему я это все? Прежде чем думать про своего начальника плохо, нужно все-таки посмотреть на себя его глазами. Не всегда мы бываем правы. Самое интересное, что эта моя бывшая сотрудница до сих пор на меня косо смотрит, если случайно меня встречает. Но разве я не права? Почему я должна отдавать свой доход чужому человеку? Почему она считает, что я обязана была войти в ее положение? Я в мое положение кто войдет? У меня оплаты поставщикам, аренда, зарплата и прочие накладные расходы. Это никого не интересует. Как работодатель, я считаю, свои обязанности выполняла в полном объеме и даже больше. Не нужно с сотрудниками либеральничать, они этого не поймут. Нужно быть справедливым. Хорошо поработали, хорошо заработали. Накосячили, исправляйте.
Это мой опыт. Он бесценен. Каждый человек нас чему-то учит. Я слишком мягкий и тактичный человек (об этом опять же на другом канале). Мне нужно учиться быть более жесткой. В бизнесе без этого никак. Что ж, буду учиться.
А как считаете вы?