Найти тему

Принципы научного менеджмента (Фредерик Уинслоу Тейлор) (1916). Рецензия на книгу

Монография написана в 1911 году американским инженером и исследователем Фредериком Уинслоу Тейлором (Frederick Winslow Taylor), являющимся основателем школы научного управления, а также основоположником множества принципов менеджмента.

Диаграмма, характеризующую книгу по 8 избранным характеристикам:

-2

Расшифровка диаграммы:

-3

Монография написана достаточно простым языком и понятна для широкого круга читателей, но реальный интерес она представляет только для следующих лиц:

1) Лиц, заинтересованных в истории становления менеджмента как науки;

2) Лиц, интересующихся личностью Тейлора и его вклада в современный менеджмент;

3) Лиц, изучающих научный подход к управлению (менеджменту).

В данной монографии читатель не найдет достаточного объема биографической информации о Фредерике Уинслоу Тейлоре, а также информации об основных функциях менеджеров, которые так любят упоминать в учебных пособиях, распространённых на территории РФ (за вышеуказанной информацией следует обратиться к иной литературе.

В монографии раскрывается принцип научного подхода к управлению предприятием, эффективность которого демонстрируется на ряде «кейсов», в которых автор принимал непосредственное участие (от повышения эффективности процесса переноска чугуна в болванках до модернизации станкового производства на крупных предприятиях.

Сталелитейная фабрика Bethlehem Steel в городе Бетлехем, на которой Тейлор внедрял научный подход к управлению
Сталелитейная фабрика Bethlehem Steel в городе Бетлехем, на которой Тейлор внедрял научный подход к управлению

В рамках монографии автором рассматриваются такие вопросы как:
- разделение труда;
- оптимизация производственных процессов с применением научного подхода;
- подбор и обучение персонала;
- вовлеченность и ответственность руководства предприятия;
- преимущества сдельной оплаты труда;
- сознательного занижения продуктивности работниками (
рестрикционизм) «soldiering»*, а также причин его возникновения;
- стандартизация методов и средств труда на производстве.

С практической точки зрения на мой взгляд особый интерес представляет система управления задачами «Task management»**, основанная на правильно поставленных задачах «tasks», а также обучении наиболее эффективным методам ее решения со стороны квалифицированных инструкторов. При этом автор особое внимание уделяет тому факту, что повышение платы за труд при соответствующем увеличении производительности (сдельная оплата труда) является ключевым моментом, способствующим заинтересованности работника в повышении эффективности его работы.

Очевидно, что большая часть монографии, особенно в отношении «кейсов» не является в полной мере актуальной для нашего времени. Но хочу заметить, что главы, посвященные сознательному занижению продуктивности работниками в части причин его возникновения ввиду неизменности человеческой природы – на мой взгляд более чем актуальны.

Исходя из вышеописанного резюмирую – монография представляет в первую очередь интерес с точки зрения истории становления менеджмента как науки и не является Must read-ом для современных менеджеров. Рекомендуется к прочтению на оригинальном языке, так как неофициальный перевод не локализован с изрядной долей допущений.

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Как вы считаете эффективна ли в современной России сдельная оплата труда работников в промышленной сфере (работник больше сделал = больше получил)?

Примечания:

* в интернете распространен перевод монографии на русский язык, где «soldiering» переведено, как «работать с прохладцей» (примечательно, что многие сторонние ресурсы также его используют». Термин на мой взгляд введен хоть и верно, но требует актуализации. В современном менеджменте чаще используется более сложный термин - «рестрикционизм». Так же по смыслу подходит устойчивое выражение «солдат спит – служба идет».

** в вышеуказанном переводе монографии, «task management» локализован, как «урочная организация», что на мой взгляд совсем не подходит к контексту монографии.

P.s. Автор статьи не претендует на истину в последней инстанции и не ставит целью - обидеть, высмеять, оскорбить автора (-ов) рассматриваемой в статье литературы. Указанные в статье оценки и выводы является личным мнением автора статьи.

#менеджмент; #Тейлор; #производственный менеджмент