Найти тему

Ночь в Лиссабоне

«Наша память — это не ларец из слоновой кости в пропитанном пылью музее. Это существо, которое живет, пожирает и переваривает. Оно пожирает и себя, как легендарный сфинкс, чтобы мы могли жить, чтобы оно не разрушало нас самих»

Не перестаю удивляться тому, как Ремарку удается цеплять моё нутро настолько сильно. Открываешь книгу, начинаешь читать и словно превращаешься в один оголенный нерв. Восприятие на глубоком уровне ощущения и погружения в дебри души. Словно только что сама сидела напротив Ремарка, вертя в руках холодное стекло, обжигаемое коньяком, и слушала его трагический рассказ.

«Странно, каких только путей мы не выбираем, чтобы скрыть свои истинные чувства»

Одна ночь. Один шанс. Одна жизнь. Одна история.

Роман об одной ночи, что вместила в себя несколько жизней. Пожалуй, война, лишения, любовь и смерть – это визитные карточки Ремарка. Я восхищаюсь его талантом писать емко и честно о самых обычных людях, переживших горечь утраты, не погрязших в иллюзиях и сохранивших желание жить и любить.

Жить несмотря ни на что. Жить, зная, что у тебя отняли всё: от родины и дома до имени, что принадлежит человеку по праву его рождения. Жить, принимая собственные страхи и слабости.

«Чудо, когда его переживаешь, никогда не бывает полным, только воспоминание делает его таким. И если счастье умерло, оно все-таки не может уже измениться и выродиться в разочарование. Оно по-прежнему остается совершенным. И если я его еще раз вызываю теперь, разве оно не должно остаться таким, каким я его вижу? Разве не существует оно до тех пор, пока существую я?»

Для меня романы Ремарка – возможность без масок поговорить со старым добрым другом, не выбирая выражений и не утаивая правду. Возможность без слов поделиться тем, что тяготит. Возможность в очередной раз напомнить себе о важности и скоротечности жизни, о ценности мелочей и людей рядом.