III. Три великих объединителя.
К середине XVI века все сочинители и вдохновители эпохи Сэнгоку Дзидай (эпоха воюющих провинций) фактически вымерли. Их потомки уже особого смысла в этой непрекращающейся войне не понимали, к тому же все уже очень устали. Требовалось как-то завершить вечную междоусобицу. И вариант это сделать был только один - вернуть централизованную власть.
Первым успешное объединение Японии начал выходец из провинции Овари - Ода Нобунага. Всё началось с борьбы против соседних враждебных князей в 1558. А уже через 10 лет войска Оды вступили в Киото, тем самым захватив столицу. Первым делом Нобунага низложил династию сёгунов Асикага в 1573, а уже к 1582 году под его властью объединилось более трети страны.
Одной из самых главных задач нового лидера стала борьба с буддистскими сектами, которые резко высказывались против объединения страны. Видимо, это объединение проходило не в их пользу.
Самой опасной для новой власти сектой стала икко-икки, последователи японского монаха Рэннё. Икко включала в себя большую армию самураев и буддистских монахов, которые успешно проводили восстания по всей Японии. Череда мощных противостояний с даймё продолжалась около века: с 1488 по 1580 гг. Почему же буддисты так резко превратились в кровожадных радикалов? Всё дело в том, что после смерти Рэннё секту в основном составляли мелкопоместные самураи, видевшие в этом объединении силу, которая сможет разбить их противников. Поэтому религиозное значение икко-икки утратила почти сразу.
Ода Нобунага желал уничтожить секту, поскольку она сильно мешала его планам по объёдинению страны. Начиная с 1570 года, Ода непрерывно вёл кровопролитную войну с икко и только в 1574 ему окончательно удалось уничтожить главный оплот сопротивления - крепость Нагасиму. К 1580-му году Нобунага сжёг последний храм икко - Хонган-дзи, после чего секта была полностью обезглавлена и восстания подавлены навсегда.
Ода Нобунага не смог полностью достичь своей цели. Он погиб в 1582 году, совершив сэппуку, когда его ближайший сподвижник Мицухидэ Акэти окружил столичный замок в надежде убить своего господина.
После смерти Нобунаги обострилась борьба за престол среди его ближайших соратников. Двое из них - Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - оказались самыми сильными и могущественными. Первый был выходцем из крестьянской семьи, но на службе у Оды стал великим самураем. А второй - глава клана Мацудайра, который тоже был на службе у Нобунаги. Тоётоми в начавшемся противостоянии сразу после смерти Оды разгромил войско Мицухидэ (которого потом убили крестьяне) и стал играть роль мстителя. В кругах сослуживцев Нобунаги он получил высокий статус, тем самым закрепив свою единоличную преемственность.
Однако Токугава был не согласен с этим. В битве при Нагакутэ Иэясу победил Хидэёси. Однако, будучи умным человеком, Токугава понял, что потенциал Тоётоми гораздо больше, чем у него самого. И решил идти на мирное разрешение конфликта. Позднее он признал себя вассалом Тоётоми Хидэёси.
Хидэёси издал множество законов, частично завершивших централизацию страны. После смерти Тоётоми на престол вступил самый могущественный из оставшихся - Токугава. Он в 1603 году провозгласил себя сёгуном и наконец-то завершил объединение государства, окончательно завершив своей железной рукой все распри и междоусобицы на долгих два века. Сёгунат Токугава правил Японией с 1603 по 1867 год.
IV. В заключение
Эпоха Сэнгоку оказала огромное влияние на развитие страны, однако долгие распри и междоусобные войны подтолкнули её вернуться к порядку, бывшем при могущественных сёгунах.
Многое в этой истории совпадает с историей нашей Родины в период феодальной раздробленности. Поэтому, наверное, разделение государства и междоусобная война - это неотъемлемая часть развития страны, её культуры, экономики и, в конце концов, оружия. Самое главное, чтобы события эти не были цикличны и больше никогда не повторились.
Если вам понравилась эта статья, то вы можете прочитать другие главы по этой теме:
I Глава здесь
II Глава здесь