Однажды на уроке биологии Наталья Васильевна объявила, что в конце учебного года будет экзамен по биологии. Это у шестиклассников-то? Что сделаешь, гимназия же!!! Тут и сессии есть, и различные проекты, и даже экзамены в конце учебного года в разных классах.
- Но экзамен будет необычным... вы будете делать проекты и их защищать, - успокоила учительница.
Класс облегчённо вздохнул.
- Поэтому нужно заранее выбрать тему, - продолжала Наталья Васильевна, - потому что некоторые проекты связаны с экспериментами, наблюдениями, а это долго по времени. Нужно будет поработать с растениями, записать происходящие с ними изменения, проанализировать, понаблюдать, сделать вывод и объяснить пользу своего проекта. Работать будете парами. Ясно?
- Ясно, - дружно ответили шестиклассники, разбились на пары и стали выбирать темы.
- Осталась одна тема. Кто ещё не подошёл? – заволновалась учительница, - Кого нет в классе?
- Слепакова и Путинцева, - крикнул кто-то.
- Тогда им и достанется оставшаяся тема. Урок окончен.
Стёпка Слепаков как раз сегодня почувствовал недомогание и в школу не пришёл, а Сёма Путинцев уехал на соревнования. Поэтому мальчишки даже не подозревали, что сегодня на уроке биологии творились такие серьёзные вещи.
Когда ребята появились в школе в конце недели, то уже никто и не вспомнил, что они не знают об экзамене по биологии, что розданы темы проектов, что эти проекты долгосрочные и нужно много времени, чтобы с ними поработать.
Время шло. Сёма вновь уехал на соревнования, Стёпы снова в школе почему-то не было. И Сёмина мама позвонила Наталье Васильевне по каким-то учебным делам.
- Как там ваш эксперимент? - поинтересовалась учительница.
- Какой эксперимент? – не поняла Сёмина мама.
- Экзаменационный....
- Первый раз слышу.
-А разве Сёма не сказал, что после майских праздников будет экзамен по биологии?
- Нет... а тема-то какая?
- Подождите, у меня где-то записано, - в трубке послышалась какая-то возня, - нашла... Записывайте тему... «Гидропоника».
Сёминой маме это слово ни о чём не говорило, она как-то сразу напряглась, с трудом понимая, что такое гидропоника и с какой стороны к ней подходить.
- Условия проекта я Вам скину, -продолжала учительница, - помимо наблюдений нужно будет сделать гидропонную установку.
Этой фразой Наталья Васильевна ввела Сёмину маму в окончательный ступор, потому что слово "гидропоника" уже напугало женщину, а тут ещё и гидропонная установка...
- Сёма!!! – кричала в трубку мама, - ты почему мне ничего не сказал про экзамен по биологии?
- Про какой экзамен? – пытаясь услышать маму через шум соревнования, удивился сын.
- По биологии...
- Приеду, подготовлюсь и сдам, -пытался успокоить маму Семён.
- Там долгосрочный проект по гидропонике.
- Это что?
- Наталья Васильевна мне скинула требования к проекту, ты его уже давно должен был начать. Гидропоника там, понимаешь???
Трубка молчала.... Видимо, Семён пытался что-то понять, переварить и как-то отреагировать. Но у него ничего не получалось.
- Сёма, я уже посмотрела, что такое гидропоника... Растения выращиваются в воде... слышишь?
- Слышу. А что делать-то надо?
- Надо провести опыт с растениями: одни посадить в землю, другие поставить просто в воду, а третьи поместить в питательный раствор и проследить, какое растение первым даст корни...понаблюдать, записать результаты, сделать выводы...
- Приеду, всё сделаю...
- Уже экзамен будет, когда ты приедешь... Проект нужно было давно начать. Растения же быстро не дадут корни. Что будем делать?
- Не знаю...,- озадачился Сёма.
Сёме удивительно повезло с мамой. Она всегда находила решение самых сложных, запутанных задач и проблем. Так и сейчас. Только от неё зависела успешная сдача экзамена по биологии.
Время было упущено, поэтому надо было как-то выкручиваться.
- Вы знаете, что наши мальчишки проект должны были уже давно начать делать по биологии? – «обрадовала» Стёпиных родителей Сёмина мама. Они, оказывается, тоже ничего не знали об экзамене.
- Стёпа, иди сюда, что за проект вам с Семёном надо делать?
Стёпа пытался вспомнить хоть что-то про какой-нибудь проект, но ничего не получалось. Он стоял перед родителями, быстро моргал глазами и ничего не мог ответить на многочисленные вопросы по экзамену, проекту и опытам с растениями.
Когда выяснилось, что и Стёпа не в курсе, его родители совсем расстроились, понимая, что экзамен сын не сдаст.
- Надо что-то делать, -бодрым голосом заявила Сёмина мама, - надо выручать мальчишек. Опыт я беру на себя, а с вас гидропонная установка.
И Сёмина мама приступила к проекту... Сорвала три веточки комнатного растения. Одну веточку воткнула в стаканчик с землёй, две другие поставила в разные стаканчики с водой. Всё сфотографировала, записала вымышленные даты начала опыта. Через какое-то время веточки должны дать корешки. Но времени ждать уже нет. Что делать? Задумалась мама и пошла за белыми нитками.
«Сделаю из них корешки», - решила она. Оторвала маленькую ниточку, прикрепила снизу к веточке. Ура! Получился хоть не настоящий, но корешок!!! Снова фото, описание – первый корешок появился такого-то числа. Короче, получилось так, будто работа шла над опытом несколько недель. Всё было описано, сфотографировано, правильно оформлено. сделаны выводы, указана польза эксперимента.
- Как дела с гидропонной установкой? – по телефону поинтересовалась Сёмина мама.
- Готова. Отец делал.
- Тогда мы готовы защищать проект.
Сразу после майских праздников шестиклассники сдавали экзамен по биологии в виде защиты проектов. Заседала солидная экзаменационная комиссия. Лучшим был признан проект Семёна и Степана. Ох, и старались мальчишки!!!
- Комиссия отметила проект Семёна Путинцева и Степана Слепакова. Поэтому мы доверяем ребятам защищать честь гимназии в городском конкурсе проектов. Надеемся, что там ребята тоже выступят достойно!
Мальчишки переглянулись, пожали плечами и пошли получать грамоту за лучший проект.