Найти тему
Родина на Неве

Книжный рынок: смотрите, кто ушёл

По данным ВЦИОМ, подростки стали намного меньше читать, а большая часть молодёжи предпочитает литературе тексты из интернета. Тем не менее, в России много читающих людей, которые действительно интересуются литературой, приобретают новые книги в домашнюю библиотеку.

Нельзя забывать и о том, что чтение электронных книг давно обрело большую популярность среди молодёжи, поэтому, собирая информацию о чтении, необходимо учитывать данные не только популярных книжных магазинов, но и интернет-сервисов, которые специализируются на продаже электронных книг. Судя по данным из распространённых сетей книжных магазинов, российская литература пользуется большим спросом.

Судя по данным, собранным за 2022 год, многие читатели отдают предпочтение запутанным детективам (за последний год было продано свыше трёх миллионов экземпляров российской остросюжетной литературы) и фантастике.

Что касается русскоязычной литературы, то самыми востребованными на нашем рынке были произведения Бориса Акунина (проживает в Лондоне, признан в России иностранным агентом – прим. ред.), Сергея Лукьяненко и Виктора Пелевина. Если Акунин и Лукьяненко вписываются в детективный и фантазийный тренд, первый известен детективами, а второй отправляет читателя в невидимые и параллельные миры, то нахождение в топ-три Пелевина с его романами-притчами объяснить сложно.

А как же обстоят дела с зарубежной литературой?

Издательская группа «Эксмо-ACT» предоставила данные, согласно которым с января по декабрь 2022 года самыми продаваемыми книгами стали «1984» Джорджа Оруэлла (продано 196 053 экземпляра), «Портрет Дориана Грэя» Оскара Уайльда (173 172 экземпляров) и «Искусство любить» Эриха Фромма (162 683 экземпляров). В сумме книги из коллекции зарубежной классической прозы приобрели 1,7 миллиона раз.

Несколько зарубежных писателей, в основном из англо-саксонского мира, после начала СВО решили разорвать контракты с российскими издательствами.

«Я признаю, что это не великая жертва, но я не собираюсь продлевать свои контракты с российскими издательствами», – написал в Twitter (социальная сеть, заблокированная в РФ – прим. ред.) автор детективных романов канадец Линвуд Баркли. «И я тоже», – прокомментировал это сообщение «король ужасов» американец Стивен Кинг, который за последний год несколько раз отметился антироссийскими заявлениями и фотографиями с украинской символикой.

Правда, переводчик книг Кинга на русский язык Виктор Вебер уточнил, что «король ужасов» хотел сказать, что не будет заключать с российскими издательствами новые контракты, а за старые деньги получить намерен, ибо он их не разрывает. «Надо понимать, что по всем его книгам, включая последний роман “Билли Саммерс”, договоры заключены. А это делается не на один день и не на два, а на несколько лет. Он их не разрывает. Это плюс. По мере истечения срока прошлых договоров, они будут уходить. Но это будет не завтра и не послезавтра. Эту тонкость не все поймут. Эффект от его заявления будет. На него общественность набрасываться не станет. А глубоко копать никто не будет – им главное форма, а не содержание. А по форме, для своей страны, он поступил правильно», – разъяснил Вебер. То есть Кинг, как бы и киевский режим поддержал, но и от доходов от российских изданий не отказался. Очень по-американски. Отметим, что годовой объём продаж его книг в России составлял один миллион экземпляров.

Не хочет больше издавать свои произведения в России английский фантаст Джо Аберкромби. «Пока Путин находится у власти», зарёкся печататься в России и британец Нил Гейман. А польский фантаст, автор военно-приключенческих боевиков Адам Пшехшта даже направил в издательство «Эксмо» письмо. «Я вынужден отказаться от сотрудничества с вашим издательством, также прошу приостановить продажу всех моих книг в России, в том числе и романа “Слуга крови”, выход которого намечен на апрель. Если по каким-либо причинам такой возможности нет, прошу перечислить вырученные от продажи средства тем организациям, которые оказывают гуманитарную помощь Украине. Пожалуйста, примите это как мою официальную позицию по данному вопросу», – заявил он в нём. Будем надеяться, что «Эксмо» не прислушается к просьбе фантаста-поляка, который оказался честнее американца Кинга. Не будет печататься в России и норвежский детективщик Ю Несбё (в 2021 году входил в топ-20 самых издаваемых авторов в России, по статистике Книжной палаты, совокупный тираж с 2007 года – более двух миллионов экземпляров).

Уходит из России и англичанка Джоан К. Роулинг, затравленная на родине из-за её высказываний о трансгендерах. Напомним, что 2020 году писательница позволила себе выразить беспокойство по поводу исчезновения понятия биологического пола, предложив и дальше по старинке называть женщинами «людей, у которых бывают критические дни», а также посмела раскритиковать организацию под названием «Русалочка», которая выступает за свободу «гендерного самоопределения» среди подростков. Этого оказалось достаточно для того, чтобы на автора «Гарри Поттера» ополчились ЛГБТ-активисты. Они заклеймили Роулинг «трансэксклюзивной» радикальной феминисткой, а некоторые из них угрожали писательнице физической расправой. К травле подключились и актёры, о которых мир узнал благодаря фильмам о Гарри Поттере – Эмма Уотсон и Дэниел Рэдклифф. Джоан Роулинг признала, что ей уже давно угрожают смертью и изнасилованием за её взгляды на проблемы трансгендеров.

Недавно появилась информация, что Роулинг запретила продавать ей свои произведения на территории нашей страны, начиная с 8 апреля. Годовой объём продаж её книг в России составлял 100–150 тысяч экземпляров. Якобы таким образом она прореагировала на то, что глава российского государства Владимир Путин, рассуждая на встрече с лауреатами президентской премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества о «культуре отмены», привёл в пример травлю Роулинг британским ЛГБТ-сообществом. Узнав об этом, она написала в Twitter: «Критикой западной культуры отмены, пожалуй, лучше не заниматься тем, кто сейчас убивает мирных жителей, или тем, кто сажает в тюрьму и травит своих оппонентов». Написала она это в марте 2022 года. Если бы Роулинг хотя бы попыталась быть объективной, она бы до этого должна была возмутиться тем, что в Донбассе сотни детей уже никогда не откроют её книги, так как их, сотни детей Донбасса, навсегда «отменили» украинские обстрелы и бомбардировки.

Отметим, что российская аудитория, обсуждая ситуацию на отечественном книжном рынке, разделилась на два лагеря: в то время как одни переживают по поводу ухода с него ряда иностранных писателей, другие не считают это причиной для беспокойства из-за существования и бурного развития пиратства в интернете, а есть люди, которые даже рады уходу иностранцев. «У нас много талантливых людей. Найдутся и писатели, и иллюстраторы, получше западных. Это даёт возможность нашим людям реализоваться», – пишут российские пользователи.

Теперь издательствам предстоит заменить ушедших с рынка авторов другими. Раньше перед ними не стояла подобная задача, ведь действовавшие раннее договоры с зарубежными писателями приносили достаточно прибыли. Теперь, когда мир меняется, всем приходится адаптироваться к новым реальностям. Нам остаётся наблюдать за развитием литературы в России и искать таланты, которые поднимут наше творчество на новый уровень.

Виктория Губенко, студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения

Читайте также:

Петербургские читатели ищут параллельные миры · Родина на Неве